192019, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 14, офис 451

Аутсорсинг ВЭД

Таможня активно переходит на автоматизацию обработки данных

Как заявил глава Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин.а смену работающему «в поле» таможенному инспектору должен прийти работающий с электронными документами офисный служащий,

Ключевые принципы утвержденной в мае 2017 года и реализующейся уже более года программы развития Федеральной таможенной службы (ФТС) до 2020 года — это автоматизация обработки данных, перенос контроля с этапа декларирования на этап после выпуска товаров и максимальное исключение прямого контакта участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и представителей службы. Фактически на смену работающему «в поле» таможенному инспектору должен прийти работающий с электронными документами офисный служащий, объяснял глава ведомства Владимир Булавин. Предполагается, что такой подход позволит не только снизить административную нагрузку на бизнес, но и минимизировать коррупционные риски.

Основные затраты по программе должны прийтись на создание новых центров электронного декларирования (ЦЭД). Размещать их планируется только на территориях, находящихся в федеральной собственности, чтобы преодолеть зависимость от частных собственников складов временного хранения и не допускать лишних контактов между таможенными инспекторами и участниками ВЭД.

Согласно целевым показателям программы, площадь объектов федеральной собственности, занятая структурами ФТС, до 2020 года должна увеличиться втрое: с 9,7 тыс. до 29,2 тыс. кв. м, а число мест для декларирования сократиться с нынешних 672 до 16 ЦЭД. Среди других показателей, объединенных в стратегию «10 шагов навстречу бизнесу»,— увеличение к 2020 году доли электронных деклараций, регистрируемых в ЦЭД, до 95%, автоматически зарегистрированных экспортных и импортных деклараций — до 99% (в 2016 году на них приходилось 35,7% и 1,6% соответственно).

После вступления в силу с 1 января текущего года Таможенного кодекса ЕАЭС декларанты были избавлены от необходимости предоставлять в таможенные органы разрешительные документы: они могут указать их реквизиты в личном кабинете участника ВЭД, а необходимую информацию ФТС получит из информационных систем других ведомств с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия. Этот механизм был дополнительно закреплен вступающим в силу на текущей неделе федеральным законом о таможенном регулировании. Впрочем, пока эта система работает небезупречно: в самой ФТС отмечают проблемы с обменом информацией с Минздравом и Росприроднадзором и с идентификацией документов, выданных на территории иностранных государств, бизнес жалуется на дополнительные проверки и требования бумажных подтверждений в процессе валютного контроля.

Автоматизация таможенного контроля происходит параллельно с внедрением риск-ориентированного подхода. Начиная с 2017 года в рамках субъектно ориентированной модели все участники ВЭД разделяются на три категории в зависимости от уровня риска и к ним применяются дифференцированные меры таможенного контроля. Полностью использовать возможности автоматизации могут лишь добросовестные игроки, отнесенные к зеленой группе: для них вся процедура в перспективе сократится до нескольких минут. По итогам 2017 года эта категория выросла более чем в 3,5 раза — с 2,2 тыс. до 8 тыс., на них пришлось 65% от общего количества деклараций на товары и 83% уплаченных таможенных платежей. Предполагается, что к 2020 году доля деклараций низкого риска должна вырасти до 80%.

Сочетание риск-ориентированного подхода с обязательным предварительным информированием о ввозимых товарах также позволит перенести основную нагрузку контроля с этапа декларирования на этап после выпуска и перейти от глобального контроля к выборочным проверкам. К 2020 году доля автоматически зарегистрированных деклараций должна составить 99%, автоматически выпущенных — 80% (этот механизм распространяется только на компании зеленого сектора). По итогам 2017 года ведомство отчиталось об автоматической регистрации 54,8% деклараций на экспортируемые товары и 11,2% на импортируемые и автоматическом выпуске 28,2% и 7,3% экспортных и импортных деклараций соответственно. Среднее время оформления груза при импорте составило 1 час 31 минуту, при экспорте — 46 минут.

В октябре нынешнего года ФТС планирует запустить пилотный проект по созданию электронных таможен в Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском таможенных управлениях.

Куда Вам перезвонить (обязательно)

Как к Вам обращаться

×