Контейнерные перевозки. Расшифровка сокращений цен и надбавок к фрахту.
Каждая линия сама устанавливает свои сокращения и надбавки, но существует ряд общепринятых. Как правило, ставка морского фрахта либо включает в одну цифру применяемые сборы из нижеприведённые, либо даёт список применяемых в данной перевозке сборов с суммой по каждому из них.
Итак:
BFR — морской фрахт;
Agents fee — Агентское вознаграждение.
C.O.C (Сarrier’s Оwned Container) — контейнер является собственностью перевозчика;
CUC (Chassis Using Charge) — сбор за пользование шасси;
DOCS (documentation) — сбор за оформление документов;
FCL (Full Container Loading) — целый контейнер;
FICY (Free in/Container yard) — без погрузки в порту / до контейнерного терминала;
ETD (Estimated Time of Departure) — ожидаемая дата отправки;
ETA (Estimated Time of Arrival) — ожидаемая дата прибытия;
ISPS — сбор за безопасность в порту;
LCL (Less Container Loading) — контейнер не целиком, сборный груз;
POL (Port of Loading) — порт погрузки;
POD (Port of Delivery) — порт назначения;
SEA (seafreight),O/F(oceanfreight)- морской фрахт;
S.O.C (Shipper’s Owned Container) — контейнер является собственностью клиента;
S.T.C. (Said To Contain) — заявлено что содержит;
THC (terminal handling charges) — перегрузка в порту;
Wharfage — портовая пошлина.
BAF (Bunker adjustment factor) — Топливная надбавка. Надбавка прибавляется к стоимости фрахта в зависимости от колебаний цен на рынке топлива.
Barge fee — Плата за перевозку грузов бaржей.
Bosphorus Surcharge — Надбавка за прохождение груза проливом Босфор.
CAF (Currency adjustment factor) — Валютная надбавка. Надбaвка к стоимости фрахта, применяется для компенсации потерь от колебаний курса валют.
Congestion Surcharge — Сбор, который взимается для компенсации дополнительных затрат, связанных с задержкой судов в перегруженных портах.
GRI (General rate increase) — Повышение общей ставки. Прибaвляется к базовым ставкам фрахта, применяется ко всем без исключения грузам и устанавливается членaми конференций.
High Cube Surcharge — Надбавка за повышенную вместимость контейнерa, составляет 10% от стоимости морского фрaхта, действительна для всех грузов высотою более 2,25 метра.
IMO Surcharge — Надбавка за опасный груз.
Premium — Дополнительное вознаграждение за проделанную рaботу.
PSS (Peak season surcharge) — Надбaвкa на высокий сезон, применяется к грузам экспортируемым с стран Азии.
Security — Надбавка за безопасность.
THC (Terminal handling charges) — Плата за погрузоразгрузочные работы по перемещению контейнеров в терминале.
UK Premium — Надбавка, взимаемая в aнглийских портaх.
War Risk — Надбавка за взимается в портaх, нaходящихся в военной зоне.
Winter Surcharge — Надбавка взимается в портaх, где существует возможность обледенения aкватории порта.
HWCS (20″ Heavy weight container surcharge) пример:
Gross weight (exclude tare weight) 21 tons > 20′ >= 18 tons: USD150/20′
Некоторые термины, встречающиеся при контейнерных перевозках
semitrailer — полуприцеп
taut liner – прицемп со шторками или по -русски шторник
deep load — низкорамник
pre-carriage — комплексная подготовка груза к транспортировке или подача порожняка поставщику для загрузки
on-carriage — перевозка груза после прикериджа. В случае морской перевозки- морской фрахт
pre-carriage = EXW-C/Y
on-carriage = C/Y — CPT
DROP-OFF <адрес> — это возврат порожнего контейнера в депо
PICK-UP <адрес> — это подача порожняка поставщику для загрузки или забор гружёного контейнера
BL (bill of Lading) или MBL (Mastr bill of lading)- океанский или фидерный коносамент
— морская транспортная накладная (товарораспорядительный документ) на грузовую партию. Может даваться на 1 или несколько грузовых мест ( в случае LCL), на любое количество контейнеров, составляющих партию, или на судовую партию – если всё судно составляет одну грузовую партию. Грузовая партия- это грузы, отправлены на одном судне в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем.
HBL (House bill of lading)- домашний коносамент
Разница между House Bill of Lading и Master Bill of Lading.
House Bill of Lading (HBL) издаётся NVOCC/Freight Forwarder или экспедитором для реального получателя
Master Bill of Lading (MBL) издаётся Морской линией (Carrier) для NVOCC/Freight Forwarder, экспедитора или компании, заказавшей перевозку и оплатившей морской фрахт
House Bill of Lading точно повторяет Master Bill of Lading в части описания груза. Единственная разница-другие, чем в MBL shipper (грузоотправитель), consignee (грузополучатель) и notify party.
В HBL
Shipper (грузоотправитель)- обозначается действительный грузоотправитель /экспортёр.
Consignee (грузополучатель)- обозначается реальный грузополучатель
Notify может совпадать с Consignee либо может быть обозначена любая другая компания (обычно экспедиторская).
В MBL
Shipper— обозначается NVOCC operator /компания-экспедитор, издающая HBL или их агент, заказавший фрахт.
Consignee –обозначается NVOCC operator /компания-экспедитор отправителя или получателя в порту (стране) назначения.
Notify может совпадать с Consignee либо может быть обозначена любая другая компания (обычно экспедиторская).
Оригиналы HBL обычно передаются грузоотправителю для передачи грузополучателю.
Компания- экспедитор, назначенная получателем в MBL обязана выдать оригиналы MBL компании, предъявившей оригиналы HBL по данной перевозке в обмен на последние. Оригинал MBL не может быть выдан по копиям HBL, кроме случаев, когда получены прямые указания от компании- форвадера, издавшей HBL.
Контейнерные перевозки. FCL, LCL, CY, CFS
Соответствующие значения терминов FCL, LCL, CY и CFS выглядят следующим образом:
FCL | полная загрузка контейнера | full container load; full carload |
LCL | частичная загрузка контейнера | less than container load; loose container load; loose carload |
CY | контейнерный терминал | container yard |
CFS | склад консолидации контенеров | container freight station |
Сокращения для линейных транспортировок между портами
FIOS | погрузка и выгрузка за счет отправителя | Free in/out |
FILO | погрузка за счет отправителя, выгрузка за счет линии | Free in/Liner out |
LIFO | погрузка за счет линии, выгрузка за счет отправителя | Liner in/Free out |
LILO | погрузка и выгрузка за счет линии – полные линейные условия | Liner in/out |
В зависимости от практики линии или конкретного порта к ставке могут добавляться различные надбавки:
CAF | индексация курсовой разницы валют | Currency Adjustment Factor | |||
BAF | индексация изменения цен на топливо | Bunker Adjustment Factor | |||
Wharfage | портовая пошлина | ||||
CUC | сбор за пользование шасси | Chassis Using Charge | |||
Documentation Free | сбор за оформление документов и ряд других | ||||
Кроме порта контейнер в морских контейнерных перевозках может быть доставлен до контейнерного терминала (container yard) вблизи порта или в глубине страны в зависимости от активности линии на данной территории. И, конечно же, он может быть доставлен непосредственно до «двери» клиента.
С учетом этого к основным линейным условиям могут добавляться следующие:
FICY | без погрузки в порту — до контейнерного терминала | Free in/Container yard |
LI-Door | погрузка в порту за счет линии – «дверь» клиента | Liner in / Door |
При этом следует учитывать, что даже при перевозке Door–Door, то есть «дверь»/»дверь», линия только подает контейнер по указанному адресу, но практически никогда не осуществляет затаривание/растаривание контейнера (stuffing/unstuffing). Этот вопрос грузоотправитель решает своими силами либо с помощью экспедитора.
Сравнение FCL и LCL
Как правило, эта терминология используется в железнодорожных и морских перевозках. Разделение FCL и LCL, указывающее степень загруженности контейнера, предназначено для грузополучателя. FCL означает, что загрузка достигает своего максимально допустимого веса или размера.
Однако, FCL в случае с морскими перевозками не всегда означает, что контейнер загружен максимально по весу или вместимости. Например, экспортер заказывает контейнер 20 ‘ в FCL по единой ставке в размере 1500$ . Даже если груз занимает только 500 куб. футов, а весит груз 5000 кг, согласно условиям FCL, экспортер должен заплатить все 1500$.
Если экспортер намеревается заполнить контейнер в полном объеме или с полной оплатой стоимости грузами двух или более получателей, то речь идет уже о LCL, и перевозчик взимает фрахт за каждую партию. В некоторых случаях экспортер имеет право загружать контейнер на своем складе, а затем перевозчик использует тот же контейнер для дальнейшей загрузки грузов другого грузоотправителя (отправителей), чтобы в итоге контейнер был загружен полностью.
Вот пример: Импортер собирается доставить около 1500 упаковок, а контейнеров оптимальной вместительности нет в наличии. В этом случае можно заказать один 40 ‘ FCL плюс 135 упаковки LCL. Сочетание FCL и LCL в подобной партии, которая является типичным следствием избытка грузов, является довольно редкой среди экспортеров и импортеров из-за дополнительных транспортных и других расходов в странах получателя и отправителя. Все 1500 упаковки могут быть отправлены в LCL, но стоимость доставки может быть выше, и груз будет подвержен более высокому риску повреждений и утраты.
Сравненние CY и CFS
CY и CFS отличаются способом и местом сдачи груза и поступления в контейнерный сервис. CY предполагает поставку (или получение) всего контейнера от грузоотправителя (или экспедитора) в контейнерном терминале. CFS подразумевает поставку (или получение) грузов или грузового контейнера на складе консолидации.
Станция обработки контейнерных грузов (CFS) эксплуатируется перевозчиком для получения, а также сборки и разборки грузов. Как правило, такая станция также является центром таможенного оформления.
CFS услуги могут быть необходимыми при следующих обстоятельствах:
Вид груза и его объемы делают необязательным использование всего контейнера. Помещения грузоотправителя или грузополучателя являются недоступными из-за плохих дорожных условий (например, слишком узкая дорога для перевозки контейнера) или географических особенностей местности (например, удаленные области, недоступные для доставки контейнера). Общая грузоподъемность транспортного средства превышает установленные законом ограничения. У грузоотправителя или грузополучателя не хватает
Контейнерные услуги в режимах CY и CFS
CY / CY Контейнерный Сервис
Контейнерный сервис CY / CY (читать как «CY to CY») – это сервис «от двери до двери» или «от дома к дому». Он означает, что весь контейнер, полученный перевозчиком, упакован грузоотправителем или в помещениях экспедитора. Он будет доставлен непосредственно в помещения грузополучателя. В связи с этим термин «от двери до двери», который часто используется в экспедировании грузов, может применяться в случае LCL. Он относится к тем видам услуг экспедитора, которые подразумевают получаение груза на объектах грузоотправителя и доставку в помещения грузополучателя.
CY / CFS Контейнерный Сервис
Контейнерный сервис CY / CFS (читать как «CY to CFS») — это сервис «от двери до порта». Он означает, что весь контейнер получен перевозчиком, упакован грузоотправителем или в помещениях экспедитора, и что один целый контейнер будет выгружен на станции перевозчика в порту назначения. Грузополучатель организует доставку груза со станции до своих складов.
CFS / CY Контейнерный Сервис
Контейнерный сервис CFS / CY (читать как «CFS to CY») — это сервис «от порта до двери». Он означает, что груз в порту отправления запакован в целом контейнере, а сама доставка будет осуществлена в том же контейнере на территорию получателя.
CFS / CFS Контейнерный Сервис
CFS / CFS (читать как «CFS to CFS”) — это сервис “от порта до порта” или “от пристани до пристани”. Он означает, что в порту отправления груз упаковывают в целый контейнер, а затем выгружают на контейнерном терминале грузового перевозчика в порту назначения. Грузополучатель сам организует доставку грузов с терминала на свою территорию.
Контейнерные перевозки. Классификация контейнеров по массе тары и вместимости
Габариты
Максимальная масса брутто (или вес) — это максимально допустимый вес контейнера, плюс его содержание. Существуют контейнеры 20′ сухого груза на 24 000 кг (52 900 кг) и 40 ‘, включая контейнеры высокого объема — 30 480 кг (67 200 кг).
Масса тары
Масса тары (Tare) — это вес порожнего контейнера, включая все оборудование и приборы, используемые в том или ином типе контейнера в нормальном рабочем состоянии. Масса тары контейнера зависит от методов изготовления и используемых материалов. Контейнер 20′ х 8,5′ сухого груза может весить от 1 800 кг до 2 400 кг, контейнер 40′ х 8,5′ может весить от 2 800 кг до 4 000 кг, контейнер 40′ х 9,5′ может весить от 3 900 кг до 4 200 кг. Некоторые контейнеры для сухих грузов могут выходить за пределы указанного диапазона веса. Рефрижераторные контейнеры весят больше, чем контейнеры для сухих грузов того же размера.
Грузоподъемность
Грузоподъемность — это максимально допустимая масса (или вес) груза, в том числе амортизационного материала и прочей нагрузки, которая не связана с контейнером в нормальном рабочем состоянии.
Таким образом:
Грузоподъемность = Габариты минус Масса тары.
Масса тары контейнера 20′ для сухих грузов составляет 2 400 кг, а для контейнера 40′ — 3 900 кг. Тогда грузоподъемность для контейнера 20′ составляет 21 600 кг (т.е. 24 000 кг минус 2 400 кг), а для контейнера 40′ — 26 580 кг (т.е. 30 480 кг минус 3 900 кг). Однако, при экспорте такая высокая нагрузка может быть запрещена в районах, в которых есть правовые ограничения в отношении общей грузоподъемности транспортного средства.
Маркировка и идентификация контейнеров
Габариты, масса тары и грузоподъемность контейнера отмечают на его стенке, как правило, сзади на двери, если контейнер предполагает именно такой способ погрузки.
Каждый контейнер имеет идентификационный код или номер контейнера — сочетание 4-х буквенных символов, которые указывают на владельца (оператора) и 7-ми числовых символов, которые обозначают непосредственно контейнер. Номер контейнера может быть найден на внешней и внутренней стороне стены.
Номер контейнера обязательно указывают в коносаменте для облегчения идентификации и отслеживания контейнеров и грузов.
Пример
40′ мультимодальный грузовой контейнер высокого объема для морских перевозок (40’HC). Внутренние размеры (Длина х Ширина х Высота): 12,056 м х 2,347 м х 2,684 м (39′-6 1 / 2»х 7′-8 1 / 4»х 8′-9 1 / 2»
Открытие двери (Ширина х Высота): 2,340 м х 2,585 м (7′-8 «х 8′-5 3 / 4»)
Масса тары: 2 900 кг (6 393 фунтов)
Объем: 76,0 м ³ (2 684 кубических футов)
Грузоподъемность *: 29 600 кг (65 256 фунтов)
*Грузоподъемность превышает правовые ограничения в США и Канаде. Рекомендуемая максимальная грузоподъемность для этих стран составляет 35 000 фунтов для контейнеров 20′ и 42 000 фунтов для контейнеров 40′.