«Ремонт дорог после ЧМ не закончится»: глава Минтранса Нижегородской области рассказал о подготовке к мундиалю
Министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области рассказал Руслану Станчеву о готовности дорожно-транспортной инфраструктуры к мировому футбольному первенству, а также о новых принципах ремонта дорог в регионе.
Главная тема, которая волнует сейчас всех – предстоящий Чемпионат мира по футболу: во время мундиаля в Нижний Новгород приедут десятки или даже сотни тысяч гостей, в том числе иностранцев. На чём лучше добираться до стадиона – на своей машине, на общественном транспорте или ждать шаттла? Что посоветуете?
— На стадионе «Нижний Новгород» прошли тестовых матча, во время которых мы совершенствовали систему транспортного обслуживания. Это не осталось незамеченным в средствах массовой информации и соцсетях – шаттлы на втором и третьем тестовых матчах отработали практически идеально. Наш план управления перевозками, разработанный в Нижнем Новгороде, сошёлся на 90%. Поэтому мы с большой уверенностью можем сказать, что оптимальным видом транспорта станут шаттлы или метро.
К чемпионату в районе Стрелки фактически была построена новая дорожная инфраструктура. Там есть проблемные места? Есть что-то, чего мы пока не знаем?
— За последние месяцы мы были настолько открыты, что все «белые пятна» можно было посмотреть, а сейчас их просто не осталось.
Когда мы говорим о дорогах, банально скатываемся к известной формуле о двух российских бедах. Справедливости ради нужно отметить, что в Нижегородской области в последнее время достаточно динамично ремонтируется дорожная сеть, улучшается инфраструктура. Понятно, что многое делается к Чемпионату мира по футболу. Не прекратится ли всё это после мундиаля?
— Помимо подготовки к чемпионату, с которой связаны наиболее актуальные сейчас работы по дорожной сети и транспорту, ведется плановая деятельность, и нас от неё никто не освобождал. Дата окончания ЧМ по футболу, 15 июля, станет переходом от интенсивной загрузки к умеренной, но при этом у нас не будет возможности остановиться, поскольку к этому времени будут заключены все контракты по программе ремонта дорог на 2018 год, и, естественно, начнутся сами работы. Думаю, что основную часть кампании мы завершим к 1 октября, а до наступления холодов все работы будут выполнены на 100%.
Я смотрел выступление главы региона Глеба Никитина, когда он отчитывался перед депутатами заксобрания о работе областного правительства за 2017 год. Согласно озвученным данным, 60% дорог в Нижегородской области находятся в ненадлежащем состоянии.
— Почти 70%, если точнее.
Насколько я понимаю, на их ремонт нужны совершенно космические деньги – то ли 60, то ли 70 млрд рублей, что сопоставимо с половиной бюджета области. Наверное, если разделить существующие средства на годы, мы будем десятилетиями ждать идеальных дорог и понимать, что этого не случится. Что делать?
— Протяженность автодорог в регионе составляет 14 тыс. километров, из них в нормативном состоянии – только треть. Можно, конечно, ждать манны небесной в виде федеральных денег, не дождаться и объяснять людям, что средств нет. Федерация делала в регион запрос на необходимые суммы, чтобы привести в порядок за пять лет 50% дорог. Эти средства планируются к выделению, но помимо этого мы сами ведем системную работу – ищем возможность повышения эффективности расходования средств и производимых работ. Сейчас нами подготовлена конкурсная документация по проведению диагностики: мы должны оцифровать техническое состояние всей дорожной сети.
Понятно. Нужно знать, что ремонтировать.
— Как минимум. На самом деле задач гораздо больше и больше ответственности. Вопрос в старых привычках, когда заявка приходит от органов местного самоуправления или жителей, и она в оперативном порядке включается в план ремонта. В таком «пожарном» режиме и с объяснениями нехватки бюджета дорожное хозяйство существовало долгие годы. Чтобы определить очередность и виды выполнения работ, нужно провести инструментальное обследование. Оно осуществляется мобильными лабораториями, на специальном оборудовании. После того, как трассы проезжаются на эксплуатационных скоростях 60-80 километров в час, данные обрабатываются машиной, и можно сделать ранжирование всех участков.
То есть, таким образом вы пытаетесь расставить приоритеты?
— Конечно. Вдобавок, определяются и необходимые виды работ, потому что очень часто дефектовка проводится на основании визуального осмотра, а он субъективен. Инструментальное обследование помогает в назначении видов и объёмов ремонта, что максимально повышает эффективность расходования средств.
Каждую весну нижегородцы ощущают себя будто в пустыне: на улицах безумное количество песка. Наверное, это хорошо, что пескосоляной смеси во время борьбы с гололёдом не жалеют, но мы же понимаем, что песок – день вчерашний. Есть химические реагенты, есть новые технологии. Почему мы так отстаём, и когда у нас случится то же, что в Москве, где чистые дороги и нет снега?
— К инновациям в содержании дорог нужно подходить очень аккуратно, поскольку эти работы связаны с безопасностью дорожного движения, с сохранением жизни. Технологии, применяемые в Москве, тоже развивались – менялись их характеристики, дабы обеспечить безопасность полностью. Здесь вопросы тормозного пути, скользкости покрытия, которые ещё прорабатываются с точки зрения нормативной базы. В этом году были выбраны пилотные участки с применением новых средств.
И как всё прошло?
— Положительно. Мы будем рассматривать вопрос об увеличении площадей.
А по цене как?
— Дороже. Но имеют также значение вопросы комфорта. Кроме того, просчитываются мероприятия, которые раньше не учитывались – например, прочистка ливневых сооружений от песка.
Многие не раз видели своими глазами такую картину – выпал снег, но рабочие кладут асфальт. Говорят, есть технология, позволяющая так делать, но выглядит это крайне странно и вызывает много вопросов в адрес властей. Как сейчас осуществляется контроль за соблюдением сроков ремонта дорог?
— С этого года мы занимаемся вопросами системного контроля качества, начиная с процесса организации работ и заканчивая соблюдением технологий и требований по используемым материалам. Никаких объяснений тому, что асфальт укладывают в снег, найти нельзя. Всё начинается с того, насколько грамотно спланированы объём и график работ – казалось бы, это очень простое и очевидное требование, но нигде на законодательном уровне оно не прописано, и административных решений на этот счет не было. Как я говорил, в этом году мы закончим основные работы до 1 октября. Смысла в том, чтобы пытаться угадать с погодными условиями, нет.
Что касается контроля качества ремонта, этим занимаются подведомственные минтрансу предприятия – в частности, работает специальная лаборатория. Также на прошлой неделе мы провели совместное с общественными деятелями мероприятие, в рамках которого объяснили и показали, каким образом можно идентифицировать дефект, и почему он возникает. Есть положительные результаты – например, недавно, во время урагана, жители сами опубликовали в соцсетях информацию об укладке асфальта в дождь. Мои сотрудники оперативно выяснили, что речь идёт о закрытии раскопанных коммуникаций. Да, работы были срочными, но в хорошую погоду всё это будет переделано. Мы наладили сбор информации от населения и реагируем на неё.
Я не раз был свидетелем того, что за границей дороги ремонтируют ночью. Приезжают, включают свет и, пока нет активного движения, приводят всё в порядок. У нас же люди днём часами стоят в пробках, пока впереди что-то ремонтируют, и для движения открыта одна полоса. Что-то собираетесь менять?
— Наработки в этой части законодательно прописаны, но в любом городе есть требования по соблюдению тишины. Если, исходя из требований местных законов, в каком-то районе невозможно работать ночью, это можно сделать только днём. Мы надеемся на понимание жителей и на то, что временные неудобства будут восприняты правильно. Где нет ограничений по тишине – лучше работать по ночам, и такие работы проводятся.
Читал в проекте одного из документов – если не ошибаюсь, за вашей подписью – об инфраструктурной ипотеке. Что она из себя представляет и как приживается в Нижегородской области?
— Инфраструктурная ипотека представляет собой заём, который возвращается не полностью – часть средств остаётся у субъекта. В декабре Глеб Никитин докладывал президенту об объектах, которые планируется построить с использованием данного механизма, после чего мы получили одобрение федерального правительства и стали одним из пилотных субъектов, где внедряется подобная практика. Речь идёт о 15 проектах, которые способны кардинально решить проблемы транспортной инфраструктуры – средства на их реализацию будут поступать из специального фонда поддержки.
Впрочем, даже если не брать во внимание инфраструктурную ипотеку, мы рассматриваем вариант привлечения средств частных инвесторов на основании государственно-частного партнерства и концессионных соглашений: за счёт этого мы планируем ускорить строительство объектов. Некоторые из них будет эксплуатироваться на частной основе, но тарифы, которые мы рассчитали, исключительно минимальны. Жителям Нижегородской области это будет только в плюс.