196128, г. Санкт-Петербург, улица Варшавская, д.9 корпус.1 пом 28Н

Аутсорсинг ВЭД

У таможни планов громадье

У таможни планов громадье

Таможенные органы на местах приступили к подготовительной работе, результаты которой в перспективе позволят выполнить новый целевой показатель, который установлен в комплексной программе развития ФТС России до 2020 года. Он предполагает, что к указанной дате до 95% деклараций на товары (ДТ) будет регистрироваться в центрах электронного декларирования (ЦЭД)

Сейчас их работа основана на применении так называемой технологии удаленного выпуска. Она предполагает осуществление таможенного декларирования таким образом, при котором ДТ подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляет приграничная таможня.

При этом эксперты отмечают, что поставленная службой задача может быть решена значительно раньше указанного срока. Так, например, на Дальнем Востоке уже сейчас участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по собственной инициативе, без какого-либо принуждения со стороны таможенных органов, активно переходят на работу с ЦЭДами, где сейчас оформляются практически все грузы. По мнению экспертов, это говорит о том, что бизнес сам переходит на новый формат работы.

Отметим, что о необходимости концентрации декларирования товаров в ЦЭДах также говорится в недавно представленном проекте плана дополнительных мероприятий для включения в «Дорожную карту» «Совершенствование таможенного администрирования». В нем содержится соответствующий раздел по совершенствованию таможенного администрирования. Стоит упомянуть и о письме ФТС России, которым начальникам региональных управлений дано поручение в установленный срок подготовить предложения по концентрации таможенного оформления в ЦЭДах.

Из документа следует, что к 2020 году таких специализированных таможенных органов должно быть всего 17 на всю страну. В ФТС России решили, что по одному ЦЭДу будет функционировать в столицах Северо-Кавказского, Приволжского, Сибирского и Уральского федеральных округов, по два — в Южном, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах. Один из них будет оформлять товары, перемещаемые морским транспортом, другой – сухопутным.

Больше всего таких постов – четыре – создадут в Центральном федеральном округе. Также появятся два четко специализированных центра: первый будет предназначен для электронного декларирования перемещаемых через границу акцизных товаров, второй – различного рода энергоносителей.

Перенос центра тяжести при осуществлении таможенного оформления в ЦЭДы вполне закономерен. Ведь предполагается, что вскоре весь процесс станет осуществляться исключительно в электронном формате, что позволит практически свести на нет «физический» контакт между декларантом и должностным лицом таможенного органа. Правда, как уточнил заместитель генерального директора ООО «Восход» Юрий Ковалев, чтобы это произошло, ФТС России необходимо устранить все имеющиеся на сегодня причины и поводы для общения участников таможенного оформления в ходе его осуществления. Для этого следует запустить соответствующие электронные сервисы. Только после этого получится действительно усложнить доступ декларантов к должностным лицам, то есть перевести оформление в ЦЭДы, и тем самым снизить коррупционные риски.

Эксперт напомнил, что сейчас в системе ФТС России функционирует более 500 таможенных постов, имеющих право принимать ДТ. Они расположены по всей территории страны, причем далеко не равномерно. В городах, особенно крупных, где деловая активность выше, – их, естественно, больше, и наоборот. Как стало известно, в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) принят план мероприятий по реформированию подчиненных таможенных органов на ближайшие три года.

Один из его разделов посвящен функционированию ЦЭДов и созданию электронной таможни. Перечисленные таможенные органы в обязательном порядке должны будут базироваться на федеральных площадях. В последнее время руководство Управления активно занималось их поиском. Предполагается, что вскоре СЗТУ решит эту задачу и оформит подобранные площади в собственность. Как следует из плана, Балтийский ЦЭД должен переехать из порта Бронка в новое место базирования в декабре 2019 года. Параллельно будет вестись работа по подбору и подготовке персонала для работы в электронных таможенных органах.

В августе 2019 года организационно-инспекторская служба и служба организации таможенного контроля должны представить предложения по ограничению с декабря 2019 года компетенции постов Балтийской и Санкт-Петербургской таможен (за исключением ЦЭДов) по оформлению ДТ. Предполагается, что в марте 2020 года в составе Управления появится Северо-Западная электронная таможня. Она будет создана на базе Санкт-Петербургского ЦЭДа Санкт-Петербургской таможни.

В конце этого года начнется подготовка Плана мероприятий по реорганизации таможен региона. Его реализация намечена на 2020 год: с мая будет ограничена компетенция по регистрации ДТ таможенных постов Карельской таможни. В итоге ее планируется преобразовать в таможню фактического контроля. Изменения также затронут Выборгскую, Кингисеппскую, Пулковскую, Псковскую и Санкт-Петербургскую таможни, в том числе в части, которая касается их укомплектованности. С июня 2020 года будут пересмотрены структура и компетенция по оформлению ДТ подчиненных им таможенных постов. Уже сейчас понятно, что их штатная численность будет сокращена.

В итоге предполагается, что со временем на Северо-Западе все таможенное оформление будет сконцентрировано в двух ЦЭДах, у других таможенных органов останутся полномочия только по осуществлению фактического контроля грузов, прибывающих на территорию ЕАЭС различными видами транспорта. Правда, в этом вопросе не все так однозначно. Практика последних лет не однажды показывала, что зачастую грандиозные планы по реформированию, которые ФТС России громогласно декларировала, не всегда доводились до логического завершения.

Наглядный тому пример Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Она предусматривала, что к 2014 году на границе будут оформляться все товары, ввозимые автомобильным транспортом. Исключение составит лишь ряд номенклатур и специализированные таможенные органы, которые также подлежали реорганизации.

Цель такой глобальной реформы заключалась в том, чтобы после пересечения границы импортный груз не шел в центральные регионы страны и крупные мегаполисы под таможенным транзитом для завершения процедур, а сразу после таможенной очистки мог двигаться в любом направлении. Это должно было обеспечить сокращение времени доставки товаров до конечного потребителя.

Как все начиналось и чем это закончилось, хорошо известно. С недавних пор с официального сайта ФТС России даже исчез соответствующий раздел, посвященной указанной концепции. Сегодня вряд ли кто может гарантировать, что в будущем аналогичная участь не постигнет и предлагаемую ныне программу по концентрации декларирования товаров в ЦЭДах.

При этом напомним, что начало процессу по их созданию было положено именно канувшей в Лету концепцией. Одним из ее важных постулатов было разделение документального таможенного оформления и фактического контроля. Последний предполагалось проводить в специально построенных для этих целей вблизи границы таможенно-логистических терминалах (ТЛТ). Для осуществления документального таможенного оформления ФТС России предложила создать по всей стране сеть центров электронного декларирования.
Тогда же появилось и их определение, из которого следовало, что «ЦЭД — это специализированный таможенный орган, компетенция которого ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых в электронной форме». При этом служба продекларировала, что «центры электронного декларирования создаются для удобства участников внешнеэкономической деятельности».

Куда Вам перезвонить (обязательно)

Как к Вам обращаться

×