Главная дорога: насколько готова «Таврида» и будет ли она платной
Керченский мост — пожалуй, главный, но не единственный инфраструктурный проект на территории полуострова Крым. Полным ходом идёт строительство трассы «Таврида», которая соединит Керчь и Севастополь.
Государственный комитет дорожного хозяйства Республики Крым — новая структура в системе органов исполнительной власти региона. До осени 2017 года крымские дороги были под контролем Минтранса республики. Сколько денег нужно на содержание и капремонт старого полотна, как продвигается строительство новых масштабных дорожных объектов «Интерфаксу» рассказал председатель комитета Сергей Карпов.
— Сергей Васильевич, вы коренной петербуржец, чуть больше полугода возглавляете Госкомитет дорожного хозяйства Крыма, ранее длительное время занимались дорожными стройками в других регионах. Каким было первое впечатление от крымских дорог?
— В Крым я приезжал и раньше, еще до того, как получил предложение возглавить Госкомитет в конце прошлого года. Не могу сказать, что крымские дороги произвели сильно удручающее впечатление по сравнению с региональными и муниципальными дорогами «материковой» части страны. Но это не означает, что дороги находятся в хорошем состоянии. К сожалению, большинство региональных дорог в России на сегодняшний день не соответствует нормативам. И Крым не исключение.
В первой половине этого года мы занимались с коллегами обследованием дорог полуострова и понимаем, что большинство из них технически устарели: требуют не просто текущего ремонта, а часто капитального ремонта или реконструкции, так как не были рассчитаны на современные транспортные и скоростные нагрузки. Но главное, в результате недостаточного выделения средств из госбюджета Украины для ведения дорожного хозяйства на автомобильных дорогах Крыма пропущено по 5-6 межремонтных сроков, что не могло не сказаться на их состоянии.
— Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев как-то назвал дорожную ситуацию на полуострове «аховой». Дороги в Крыму, построенные еще в советское время, после вхождения полуострова в состав России на 80% не соответствовали нормативным российским требованиям.
— Действительно, 78% дорог у нас сейчас не в нормативе и многие из участков требуют оперативного вмешательства. Будем исправлять ситуацию.
— Сколько денег заложено в бюджете в нынешнем году на ремонт наиболее проблемных участков региональных и местных дорог? На сколько километров их хватит?
— Дорожный фонд Крыма на 2018 год составил порядка 2,9 млрд рублей. Основная часть — чуть более 1,5 млрд рублей — выделена на содержание дорог до сентября, и еще 200 млн рублей запланированы в бюджете на октябрь, ноябрь и декабрь.
Также из дорожного фонда в этом году средства будут направлены на разработку проектно-сметной документации на будущие объекты капитального ремонта и реконструкций участков дорог. Плюс разработана программа обустройства остановочных павильонов, также имеется достаточно большая программа по освещению дорог в границах населенных пунктов.
Надо признать, что бюджет довольно ограничен, если сравнивать необходимые затраты на текущее содержание и выделенное по факту финансирование, но, тем не менее, мы устраним до конца сентября ямочность и деформацию на участках региональных и межмуниципальных дорог площадью более чем 800 тысяч квадратных метров. Также мы полностью устраним нарекания, связанные с отсутствием разметки на основных республиканских дорогах.
Добавлю, что из резервного фонда Президента России республике выделено на дороги 4,5 млрд рублей. Правительство Крыма и Федеральное дорожное агентство уже заключили соглашение на 3,2 млрд рублей из этой суммы на объекты капитального строительства (41 объект, по протяженности — это около 90 километров), объекты на оставшуюся сумму находятся в настоящее время в стадии согласования.
— Какова, по оценкам специалистов, примерная сумма, необходимая ежегодно на содержание и ремонт крымских дорог?
— Мы разработали и предварительно обсудили с коллегами из Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, концепцию развития автомобильных дорог Крыма. Проект программы составлен до 2024 года. Данная концепция предусматривает, помимо роста процента дорог, соответствующих нормативу, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и доли протяженности автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, а также прирост протяженности трасс, на которых будут устранены ограничения пропускной способности. Выполнение данной программы позволит в течение 5 лет повысить объем нормативного состояния автомобильных дорог до 45-50%. Положительная динамика роста нормативного состояния будет обеспечена за счет увеличения объемов работ по исправлению дефектов покрытия и конструкций дорожной одежды. Для достижения указанных показателей концепцией предусмотрено поэтапное увеличение объемов финансирования, направляемых на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог. Общая протяженность автомобильных дорог Республики Крым составляет почти 15 тыс. км. Наша ключевая задача — обеспечение безопасности всех участников дорожного движения и необходимой пропускной способности.
Расчетное содержание, которое мы считаем исходя из протяженности региональных дорог, а это немногим более 6 тыс. км, составляет 5,7 млрд рублей в год. Имеется в виду текущее содержание: уборка дорог, устранение деформаций, зимнее содержание. Поскольку мы должны рассчитывать также цикличность проводимых ремонтов (капремонтов, реконструкций участков дорог), получаем общую сумму потребностей дорожного фонда республики с учетом содержания от 18 до 20 млрд рублей ежегодно.
— На полуострове реализуется ряд масштабных проектов, среди них — строительство 250-километровой трассы «Таврида» стоимостью почти 150 млрд рублей (с учетом севастопольского участка). Какова степень готовности объекта в настоящее время?
— Строительство «Тавриды» можно условно разделить на две части — это создание трассы там, где дороги не было вообще, и реконструкция существующей дороги. Реконструкцией этот процесс можно называть тоже достаточно условно — строители полностью разбирают старую дорогу, которая не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к «Тавриде», и создают новую с нуля. Ведется устройство насыпи нового земляного полотна и слоев дорожной одежды. В государственном контракте прописаны гарантийные сроки на дорожную одежду. Они различаются в зависимости от слоя, и составляют от 8 до 4 лет. Гарантийный срок на мосты, путепроводы и тоннели составляет 8 лет. При возникновении каких-либо дефектов генподрядчик должен устранить их за свой счет.
Мы оцениваем общую готовность «Тавриды» сейчас в 32%,
активное строительство ведется на всех шести этапах, проходящих по территории Республики Крым, а также на седьмом – севастопольском участке. Понятно, что в настоящее время главный вводимый объект — 190 км «Тавриды» от Керчи до Симферополя: это 1-4 этапы. Там ведутся основные работы, так как мы должны запустить движение в двухполосном исполнении уже к концу текущего года.
— Когда будут готовы две полосы от Симферополя до Севастополя? Все четыре?
— Дальше нет разделения на очереди и количество полос, запустим «Тавриду» полностью – семь этапов в четырехполосном исполнении. Согласно контрактам, вся трасса до Севастополя будет сдана в декабре 2020 года.
— Есть ли отставания от графика?
— В целом, отставания от графика у нас не допускаются. Есть какие-то локальные затруднения. Но если учитывать всю протяженность объекта, то каждый месяц подрядчик (компания АО «ВАД» — ИФ) наращивает темп, и сегодня мы выходим на показатель увеличения видов выполняемых работ от запланированных ранее, то есть можно говорить даже об опережении графика.
— Сколько человек трудится на строительстве трассы? В основном это приезжие специалисты? Откуда завозятся материалы для «Тавриды»?
— Круглосуточно работает более трех тысяч специалистов из разных регионов России и свыше одной тысячи единиц техники. Сегодня приблизительно 50% как рабочих, так и инженерно-технических специалистов — жители полуострова.
Материалы для строительства «Тавриды» в основном завозят с «материка»: из Краснодарского края, Нижегородской, Московской, Ульяновской, Тверской и Тульской областей. Из местных материалов по большей части используются только грунты, песок и щебень в основание дороги. На полуострове налажено производство асфальтобетонных смесей для строительства «Тавриды»: работают четыре завода, еще один будет запущен в июне.
— Первые легковушки и автобусы поехали по Крымскому мосту в середине мая. В 2018-м, пока строятся две полосы «Тавриды» от Керчи до Симферополя, километровых заторов на востоке и в центре полуострова не избежать?
— Пробки будут, их в этом туристическом сезоне избежать не удастся, так как строительство федеральной трассы находится в самом разгаре. Мы же все понимаем, что расчетные 20 тысяч автомобилей в сутки съезжают с автоподхода, где по две полосы в каждую сторону, и потом по сути сужаются в двухполосную старую дорогу. Плюс будет замедление движения на подъездах к населенным пунктам, поскольку существующая дорога Керчь – Феодосия — Симферополь проходит через них, но надо понимать, что затор, который движется, это все-таки процесс движения, пускай и с малой скоростью. Для этого госкомитет дорожного хозяйства Крыма оптимизировал маршруты движения от моста вглубь полуострова и подготовил рекомендации для автолюбителей по возможным схемам объездов в случае пробок на основной дороге Керчь — Феодосия – Симферополь. Кроме того, для удобства автомобилистов установлены специальные дорожные знаки и знаки навигации.
Мы предпринимаем все возможные меры, направленные на минимизацию неудобств на существующей дорожной сети. Это, например, такие меры как регулировка светофорных объектов в районе Феодосии в режиме зеленой волны, а также ремонт дорог, являющихся альтернативой для проезда в западном направлении полуострова. Но к сожалению, повторюсь, в этом курортном сезоне пробок и заторовых ситуаций не избежать, так как в Крыму ведется широкомасштабное дорожное строительство. Мы призываем водителей отнестись с пониманием к этой ситуации и быть предельно внимательными на дорогах, не превышать скоростной режим и строго следовать указаниям дорожных знаков.
— В октябре по мосту через Керченский пролив поедут еще и грузовики.
— По оценкам, трафик грузового транспорта сейчас (в настоящее время фуры переправляют с «материка» в Крым на паромах — ИФ) примерно такой же, какой ожидается и при движении грузовиков по мосту первое время. Соответственно, нагрузка на дорожную сеть республики останется прежней, вопрос стоит именно в распределении нагрузок в час пик.
В курортный сезон мы ограничили движение грузового транспорта в дневное время. Кроме того, как я уже сказал, проработали возможность объезда узких мест. Для оптимизации движения как раз и были разработаны альтернативные объезды проблемных участков, что поможет более равномерно распределить трафик по автодорожной сети Крыма.
В целом, ситуация не должна быть значительно хуже, чем в прошлые годы. Мы совместно работаем и с Министерством курортов и туризма, и с «Морской дирекцией» (компания-оператор Керченской паромной переправы — ИФ), и с администрациями районов, через которые направляется основной поток транспорта, и с перевозчиками.
— Будут ли на трассе «Таврида» светофорные объекты или только развязки?
— Пересечение в одном уровне, которое подразумевает светофорное регулирование, недопустимо на дорогах такого класса — скоростной дороги категории 1В. Трасса проектируется таким образом, чтобы все пересечения были в разных уровнях. Пешеходные переходы тоже делаются в разных уровнях: либо подземные, либо надземные. В данном случае строятся 30 надземных пешеходных переходов с лифтами для маломобильных граждан. Для транспорта — 18 транспортных развязок, по которым можно будет добраться до населенных пунктов и курортных зон.
— Сколько камер предполагается разместить вдоль шоссе?
— Комитет дорожного хозяйства в этом году заключил концессионное соглашение: в течение 12 лет предполагаются мероприятия по установке, обслуживанию, дополнительной установке камер фото- и видео- фиксаций нарушений правил дорожного движения (ПДД), размещение постов весового контроля. В рамках реализации первого этапа данного соглашения, концессионер обязался ввести в эксплуатацию Единый Информационный Диспетчерский Центр и установить на дорогах Крыма 49 рубежей контроля автоматизированной системы фото- и видео- фиксации административных правонарушений (АСФН). Срок окончания первого этапа запланирован на сентябрь 2018 года.
Что касается «Тавриды», то к моменту запуска движения по двум полосам в конце этого года будет организовано необходимое количество постов контроля правил дорожного движения. Скорее всего, пока это будет в мобильном исполнении. Когда будем открывать движение по четырем полосам, мероприятия будут реализованы в полном объеме.
Кроме того, дополнительно (помимо концессионного соглашения, в котором мы участвуем) в рамках федеральной целевой программы появятся два весогабаритных поста именно на «Тавриде»: первый мы сделаем до конца текущего года в районе Керчи, он будет задействован в рамках автоподхода к Крымскому мосту, второй будет построен в конце 2019 года на подъезде к Симферополю.
— Будет ли платным проезд по отдельным участкам шоссе после открытия движения на всех четырех полосах?
— Проезд по «Тавриде» будет бесплатным, так как этот проект реализуется за счет средств федерального бюджета.
— Еще один крупный проект — автоподход к Крымскому мосту стоимостью 6,9 млрд рублей и протяженностью 8,6 км. Рабочее движение по нему открыли в середине мая одновременно с мостом. Когда будет сдан весь объект? Что еще нужно сделать на автоподходе?
— Единственное крупное мероприятие, которое осталось, — укладка верхнего слоя асфальтобетона и нанесение постоянной разметки из термопластика. Эти мероприятия запланированы на сентябрь. По окончании высокого турсезона планируются кратковременные ограничения движения по четырем полосам — они будут «сведены» в две полосы. Рассчитываем, что подрядчик оперативно справится с этой задачей и после укладки верхнего слоя щебеночно-мастичного асфальтобетона, а также проведения рекультивации земель (после завершения строительства все земли, используемые дорожниками в процессе работ, будут рекультивированы, что позволит целиком восстановить их продуктивность — ИФ), дорога будет готова к проведению государственной комиссии по вводу объекта в эксплуатацию.
— Компания «Сибавтобан» строит объезд Симферополя на участке Дубки-Левадки. Как оцениваете ход работ, степень готовности объекта?
— Объект находится в высокой степени готовности. Это будет объездная дорога, которая позволит разгрузить центр Симферополя от легкового и грузового транспорта, что положительно повлияет на безопасность дорожного движения и экологию столицы Республики Крым. Программу 2017 года подрядчик выполнил полностью. По текущему году есть два сдерживающих момента: переустройство газовых коммуникаций и решение земельного вопроса, связанного с выкупом одного из участков по которому пройдет трасса. Сейчас ведутся судебные разбирательства с владельцем участка. Рассчитываем, что заказчику (ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» — ИФ) удастся оперативно справиться с временными сложностями и подрядчик сможет завершить строительство объекта в установленные госконтрактом сроки.