196128, г. Санкт-Петербург, улица Варшавская, д.9 корпус.1 пом 28Н

Аутсорсинг ВЭД

Как Крымский мост изменит жизнь на полуострове: все о грузоперевозках и ценах на продукты

Крымчане и туристы рассчитывают на мост, который должен изменить логистику полуострова.«Комсомолка» решила выяснить, как изменятся цены и грузовые потоки после полноценного запуска Крымского моста.

—  Крымский мост — грандиозное сооружение! В первый же день после его открытия на полуостров хлынул поток туристов и гостей, мы ощутили заметный рост на предлагаемые услуги. Но цены на продукты питания остаются высокими. Когда реально в Крыму начнут снижаться цены? Хотя бы приблизятся к уровню цен Краснодарского края? — обратился с вопросом к Президенту России Владимиру Путину на прямой линии, которая прошла 7 мая, Дмитрий Ступников, работающий в сфере услуг общественного питания и спорта в Керчи.

— Проблема известна, — согласился с заявлением предпринимателя Путин, однако отметил, что некоторые товары и услуги на полуострове стоят все же меньше, чем у ближайших соседей — в Краснодарском крае и Ростовской области.

— Я рассчитываю, что после полноценного запуска Крымского моста — имею в виду, когда по Крымскому мосту пойдет и грузовой транспорт, — взаимные потоки товаров приведут к тому, что цены стабилизируются и уравняются между близлежащими регионами Российской Федерации, — сказал Путин.

Упадут ли цены?

И сами крымчане, и туристы жалуются, что цены на многие товары и продукты питания на полуострове выше, чем в соседнем Краснодарском крае и даже Москве. Чиновники всех уровней с 2014 года объясняли разницу в цене сложной логистикой: за перевалку через Керченский пролив фуры с товаром в одну сторону нужно заплатить от 8 до 13 тысяч рублей — мол, отсюда и высокие цены на товары в Крыму.

— Одна из причин завышенных цен — это отсутствие должной конкуренции на рынке. Госрегулирования у нас нет. Мы ожидаем, что открытие грузового сообщения по Крымскому мосту, а потом и железнодорожной ветки позволят увеличить завоз продукции на полуостров, повысить уровень конкуренции. Уверен, что цены будут стабилизированы, — подчеркивает и глава Крыма Сергей Аксенов.

По словам экспертов, однако, не стоит ждать, что цены упадут значительно и сразу.

— Да, после открытия грузового сообщения цены снизятся на 10-15% — грузополучатели потребуют снижения стоимости доставки из-за отсутствия «переправных издержек». Но принципиально логистика не изменится. 

Грузовые перевозки фактически не регулируется государством — все решает рынок. Ставки на перевозку продовольствия и товаров на полуостров и обратно сформировались еще в 2014 году — и явно не в пользу крымских потребителей, — говорит председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма Анатолий Цуркин. — Сейчас доставка 20-тонной фуры с товаром, к примеру, из Москвы в Симферополь стоит около 150 тысяч рублей, а в обратную сторону — всего 50 тысяч. Именно поэтому конечная продукция в Крыму дороже, чем на материке. Эти ставки уже сформировал рынок, и открытие грузового сообщения по мосту кардинально на них не повлияет.

По словам Анатолия Цуркина, такая ситуация сложилась потому, что 

Крым фактически является логистическим тупиком: абсолютное большинство товаров на полуостров завозится с материка, при этом фуры из Крыма уходят пустыми, ведь обратной загрузки нет.

— Поэтому перевозчики сразу же закладывают в стоимость доставки товара в Крым обратный «порожняк» фуры — и грузовое сообщение по мосту этого не изменит. Больше скажу, мы общались с автоперевозчиками через нашу ассоциацию — это порядка 800 машин — ни один из них не говорит, мол, давайте ездить в Крым дешевле. Сейчас дорожает бензин, запчасти к авто, станционный режим никто не отменял. Да и люди хотят всегда заработать больше, они будут держать эту ставку.

Переломить эту ситуацию можно, для этого необходимо развивать экономику внутри Крыма — тогда товары можно будет массово перевозить на материк.

— Возникнет так называемый внутренний экспорт из Крыма, появится грузовая база для фур, спрос на доставку товаров из Крыма выровняет ставки — и доставлять товары в Крым будет дешевле, а следовательно, и упадет цена для конечных потребителей, — поясняет глава Ассоциации перевозчиков республики.

По мнению председателя ассоциации «Торговля Крыма» Сергея Макеева, открытие грузового сообщения — только первый шаг к снижению цен на продовольствие, на полуострове необходимо создать разветвленную систему оптовой торговли.

— Безусловно, открытие моста повлияет на ситуацию с ценами. Но дело в том, что у нас ни в украинский период, ни сейчас нет цивилизованной оптовой торговли, мы были логистическим тупиком тогда и остались, к сожалению, и сейчас, — вторит своему транспортному коллеге Сергей Макеев. — Мы пытаемся сейчас создать в Крыму оптово-логистический комплекс, который будет аккумулировать в том числе и крымских производителей для реверса продукции на материк. Будет общая база с прозрачным ценообразованием. Именно структура оптовой торговли станет основным ударом по ценам в Крыму — она идет по значительно меньшим ставкам и развивает нормальную конкуренцию между игроками рынка.

Дополнительную конкуренцию в доставке грузов в Крыму может создать железнодорожное сообщение, которое будет открыто ориентировочно в декабре 2019 года.

Правда, не стоит ожидать, что по мосту на полуостров в вагонах будут доставлять продовольствие. 

— Никто не повезет скоропортящиеся товары — в том числе продукты — по железной дороге: это невыгодно, ведь объемы должны быть колоссальными, чтобы загрузить вагоны, да и просто неудобно, — продолжает Анатолий Цуркин. —

После открытия железнодорожного сообщения с материком намного активнее должна пойти торговля строительными материалами, промышленными товарами и т. д.

Его слова подтверждают и статистические данные «Крымской железной дороги». Чаще всего на полуостров по железной дороге доставляют нефтепродукты (до 40%), цемент (до 27%), строительные грузы (до 13%), каменный уголь, химикаты (до 6%), черные металлы, минеральные удобрения и лесные грузы (до 2%), прочие. Именно на эти группы товаров цена в 2020 году должна снизиться.

— Открытие железнодорожного моста через Керченский пролив позволит исключить оплату за морской участок пути, транспортная составляющая которого варьируется от 28 до 40% от общей стоимости перевозки, — сообщают в «КЖД».

После 2019 года КЖД планирует перевозить по Крымскому мосту в среднем 3 млн пассажиров в год и увеличить грузоперевозки на 40% — до 5,6 млн тонн в год.

Мост заберет загрузку у портов

Грузо- и пассажироперевозками по морю в Крыму занимаются и местные порты: Керченский торговый порт, Керченский рыбный порт, Феодосийский торговый порт, Ялтинский торговый порт, Евпаторийский торговый порт и Керченская паромная переправа.

После открытия моста почти весь легковой транспорт и автобусы стали курсировать через автопереход, а с осени и грузовики с продуктами тоже предпочтут парому скоростную трассу.

— Ввод в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив, с одной стороны, даст мощный стимул развития полуострова, но вместе с тем существенно снизит спрос на паромные перевозки, а в 2020 году (после ввода в эксплуатацию железнодорожного сообщения. — Авт.) таковые сохранятся исключительно в отношении особо специфичных грузов, — пояснили в ГУП «Крымские морские порты».

Сейчас морским путем в Крым и обратно поставляют насыпные строительные и товарно-штучные грузы, сжиженный углеводородный газ и пока еще переправляют грузовики через переправу.

По мнению Анатолия Цуркина, Крыму сложно будет конкурировать с портом «Новороссийск» и новым глубоководным портом «Тамань», который будет открыт в 2020 году. Перспективу для портов полуострова специалист видит после того, как между Крымом и Украиной возобновят ж/д-сообщение.

— Одесский торговый порт сейчас дико перегружен — суда стоят неделями, ожидая выгрузки. Когда политики договорятся и Украина откроет железнодорожное сообщение с Крымом, многотоннажным судам будет выгоднее не ждать отгрузки в Одессе, а воспользоваться крымскими портами, после чего быстро доставить грузы по железной дороге в Украину. Возобновление транспортного сообщения с Украиной — дело времени, — считает Цуркин.

Куда Вам перезвонить (обязательно)

Как к Вам обращаться

×