«Просыпаешься – ни соляры, ни аккумуляторов»: дальнобойщик из Харькова о работе в России и Украине
Автор YouTube-канала «Категория Е» – водитель большегруза, а по совместительству видеоблогер. Во время рейсов он общается с коллегами по рации и берет интервью у самых интересных собеседников. Одним из них оказался гражданин Украины, дальнобойщик из города Харьков.
Пообедав в придорожном кафе, дальнобойщик выехал на автодорогу, где повстречал тягач с украинскими номерами. Водитель решил взять у коллеги интервью и связался с ним по рации.
— Изменилась ли зарплата дальнобойщика за последние 5 лет?
— В принципе нет. Что тогда, что сейчас – около 400 долларов в месяц. Но тогда это были нормальные деньги, а сейчас их не хватает. По сравнению с тем временем всё лихо подорожало.
— Российские транспортники не «докапываются» до украинских дальнобойщиков?
— Докапываются, они нас очень «любят». Но если нарушений нет, то всё нормально – я вот на Питер шел недавно, в Чудово остановили. Проверили: шайба (диск тахографа) в порядке, документы в порядке, и отпустили.
— А как у вас относятся к дальнобойщикам из России?
— Ну, по Харькову спокойно. Кто бы там чего не говорил, нормально все живут. Белгородцы так вообще ездят у нас как у себя дома, никто никого не трогает, не «щемит»
— В Ленобласти, в Московской области никто не лез, не вымогал деньги?
— Когда в Подмосковье, в Крекшино таможился, то подъезжали. Это было с полгода назад.
— Сколько отстегнул?
— Пять тысяч рублей.
— А дальнобойщики на российских дорогах помогают? Не обращался за помощью?
— Слава Богу, помощи просить не приходилось, но, когда на аварийке стою, по рации часто спрашивают – какая помощь нужна, не случилось ли чего.
— Как вообще сейчас в Украине живется? Расскажи в двух словах.
— Живется неважно. Продукты дешевле чем в России, бытовая техника дешевле, а вот соляра дороже. Нет дорожной инфраструктуры, например – стоянок для грузовиков. Ночевать приходится где попало: случается, просыпаешься без соляры, без аккумуляторов.
Зарплаты разные. Некоторые работают даже за 3-5 тысяч гривен, в пересчете на ваши деньги это около 10 тысяч рублей.
— Антироссийские настроения есть сейчас на Украине?
— Везде по-разному. Я сам Харьковский, большая часть харьковчан говорит, что лучше б нас уже к России присоединили, ну ее на хрен эту Украину. Они всё мечтали, что в Европе будет халява, что их там с распростертыми руками ждут. Натворили чудес… а теперь все ездят тоже на Россию, потому что в Европе они не нужны.
— Сколько у вас стоит буханка хлеба и литр солярки?
— Литр солярки – 25 гривен, это в районе 50 рублей. Буханка хлеба – есть по 6 гривен, есть по 8 (12 и 16 рублей).
— А по коммуналке как?
— На Украине дешевле. Разница всегда была в половину.
— Хорошее что-то происходит у вас?
— Да как-то с работой особо не замечаю. Наверное, всё-таки нет.
— Постоянно ездите в Россию? По километражу сколько получается?
— Рейса три в месяц делаем, три или четыре. Значит, 12 тысяч в месяц, где-то так.
— Около 500 долларов получаешь?
— Около того. Раньше выходило больше. И работы больше было. Сейчас переделы всевозможные… мы в основном табачку возим – то фильтры, то капсулы.
Сейчас контора встала, потому что какой-то рейдерский захват, передел власти. Они делят, а мы стоим.
Я 3 года назад зарабатывал 8 тысяч гривен, по нынешнему курсу – 16. Мне хватало с головой – и на ребенка, и на жену. Жил я в пригороде, дом снимал – за всё платил, на всё хватало. Сейчас я зарабатываю в 2-3 раза больше, но денег не хватает. Вернулся с рейса, пару дней пожил, на базар сходил с женой – уже и нет ничего.
Сам я с деревни, там еще хуже. Люди держат коров, свиней, занимаются хозяйством, иначе никак.
— Говорят, что многие украинцы уезжают за границу на заработки, в основном в Польшу и Чехию. Это правда?
— Да, едут зачем-то. И в Польшу, и в Прибалтику… один вот уехал, уже назад просится. Некоторые уехавшие приживаются, говорят, что у них всё хорошо, а некоторым не нравится.
— Не думал в российскую компанию устроиться и поработать здесь?
— Думаю вообще российское гражданство получить. Сын уехал в 14 году еще, когда вся заваруха началась, в Казахстан. Там что-то не срослось, перебрался в Новосибирск. Сейчас получает гражданство. Я ему говорю – как обустроишься, вызов мне сделаешь, чтобы было попроще.
На этом беседа завершилась. Водители пожелали друг другу счастливого пути и попрощались.