РЖД смогут пустить деньги с подходов к Финскому заливу на выход к южным портам
Правительство РФ разрешило ОАО «Российские железные дороги» использовать 6,137 млн руб., выделенные на строительство вторых путей и электрификацию линии Выборг – Приморск – Ермилово (Ленинградская обл.) к портам северной части Финского залива, на проект реконструкции железной дороги ст. им. Максима Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом краснодарского ж/д узла, которая должна обеспечить выход грузов с Нижней Волги к терминалам юга РФ
Соответствующее распоряжение от 23 августа подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Оно опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Развитие линии к порту Приморска много лет являлось камнем преткновения во взаимоотношениях прежнего руководства РЖД и группы «Сумма», у которой здесь расположены стивидорные мощности. В частности, здесь находится ООО «Приморский торговый порт» (ПТП, входит в группу НМТП, подконтрольную «Сумме» и «Транснефти») и ООО «Петротранс-Приморск» – самостоятельный проект «Суммы». Группа с 2003 года пытается построить терминал по перевалке нефтепродуктов.
Однако вложение средств в развитие ветки Выборг – Приморск – Ермилово затягивалось. 7,5 млрд руб. из федерального бюджета РЖД получили в виде взноса в уставный капитал еще в начале 2012 года и должны были освоить их за 2 года (в 2012 г. планировалось потратить 250 млн руб., в 2013 г. – 7,25 млрд руб.). С тех пор сроки реализации проекта неоднократно переносились. В 2012 году Владимир Якунин, занимавший тогда пост президента монополии, убеждал правительство направить эти средства на развитие ж/д подходов к порту Усть-Луга на противоположном берегу Финского залива.
Представители перевозчика мотивировали свое предложение затягиванием сроков строительства линии Лосево – Каменногорск, на которую предполагалось вынести грузовое сообщение с магистрали из Петербурга в Хельсинки (на ней сейчас курсируют скоростные поезда «Аллегро»). Этот проект, в свою очередь, тормозило Министерство обороны РФ, затягивая передачу земель, необходимых для строительства участка (по мнению РЖД, на это потребуется не менее 1,5–2 лет). Сейчас линия Лосево – Каменногорск достраивается. Завершение проекта ожидается в 2019 году, говорится в годовом отчете Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ за 2017 год.
В 2016 году корпоративное телевидение РЖД сообщало, что реконструкцию ветки монополия планирует завершить к концу года.
«Этим будет обеспечен стабильный выход грузов к терминалам порта Приморск по железной дороге. Речь идет о перевозке дополнительно свыше 3 млн т ежегодно», – отмечал телеканал.
В рамках проекта планировалось для увеличения мощностей контактной сети реконструировать станции в Выборге и Ермилово, возвести тяговую подстанцию в Попово, а также проложить второй главный электрифицированный путь между Выборгом и Попово.
Однако осенью 2017 года первый вице-президент РЖД Вадим Михайлов заявлял на встрече с инвесторами в преддверии размещения еврооблигаций, что монополия готова развивать подходы к портовым терминалам Приморска только в том случае, если их владельцы подтвердят объемы грузопотоков.
«Приморск стоит в плане (инвестиций у монополии. – Прим. ИФ). Мы ждем от частных акционеров (владельцев терминалов. – Прим. ИФ) определенных действий, потому что они тоже должны подписаться под конкретный объем. Иначе, если там не будет 15 млн т, там нет смысла ничего делать. Сейчас там около 12 (млн т. – Прим. ИФ)», – говорил он.
В конце марта 2018 года владелец «Суммы» Зиявудин Магомедов и его брат Магомед были задержаны и на следующий день заключены в следственный изолятор. По версии следствия, бизнесмены организовали хищение бюджетных средств на общую сумму около 2,5 млрд руб. Никто из обвиняемых свою вину не признает.
В настоящее время грузы в порт Высоцк доставляются электровозами, минуя Выборг, через однопутное ответвление от главного пути Санкт-Петербург – Выборг вдоль берега Финского залива до станции Попово и далее до станции Пихтовая, от Пихтовой до Высоцка грузы транспортируются тепловозами.
Линия ст. им. М. Горького (Волгоград) – Котельниково (Волгоградская обл.) – Тихорецкая – Крымская (Краснодарский край), на которую РЖД смогут перераспределить средства, проходит через юго-восток Ростовской области и обеспечивает выход к портам Азово-Черноморского бассейна. В рамках проекта его развития предусмотрено строительство нового участка – обхода краснодарского ж/д узла.
Программа призвана увеличить объем грузопотока через Нижнюю Волгу на порты юга РФ. В проекте в качестве подрядчиков задействованы структуры бывшего замглавы министерства регионального развития и бывшего замминистра строительства и ЖКХ Юрия Рейльяна.