«Берут всех подряд, без стажа и опыта»: дальнобойщик рассказал о работе в европейской компании
Дефицит водителей в Евросоюзе даёт о себе знать. Транспортные компании Восточной Европы охотно принимают на работу дальнобойщиков из СНГ. Условия труда неплохие, оклад – выше среднего, но есть и подводные камни. Куда же без них?
Житель Белоруссии получил права на управление грузовиком – и сразу же устроился на работу в европейскую транспортную компанию. Автор канала «Категория Е» побеседовал с ним и узнал о преимуществах и недостатках работы за рубежом.
— Ну-ка расскажи, какие там у вас условия, сколько платят?
— На дальние рейсы в Европу и Россию – оклад суточный, 3150 рублей, а если с Литвы или Латвии на Москву, то 8 рублей за километр.
— То есть за каждый пройденный день «дальняка» дают 3150?
— Да, это чистыми, безо всяких налогов.
— В месяц сколько километров накатываешь и сколько в среднем зарплата, если не секрет?
— За прошлый месяц проехал 12 тысяч километров, за 36 дней – 110 тысяч вышло, но это грязными.
— А если чистыми? 70 остаётся?
— Тысяч 70 осталось, но я недавно езжу, много всяких вещей в машину покупал – плитку газовую, еще по мелочи.
— Ты, наверное, тысяч на 20 получаешь больше тех, кто работает внутри России. Плюс условия получше – в Европе дороги хорошие, так ведь?
— Ну да, дороги хорошие. И машина новая, хотя мне, если честно, без разницы на чем ездить, лишь бы деньги платили.
— Без опыта работы у вас берут? Обучают?
— Берут без проблем, меня же взяли. Стажировки месяц, чтобы понять, что и куда. Я, когда стажировался, получал 2 рубля за километр. А сейчас вроде 700 рублей в сутки стажерам платят.
— В целом доволен работой?
— Ну так… надо покататься, а потом переходить на Европу, чтобы денег побольше было.
— Сложно вообще по Европе ездить?
— Сложно если английский не знаешь, а так – там везде автобаны. Разгрузку, таможню найти поначалу непросто, но через месяц-полтора кажется будто всю жизнь там ездил.
— Чувствуешь себя европейцем?
— Что-то типа того. Там конечно другие совсем условия жизни, да и машины другие. Возвращаешься домой и чувствуешь себя здесь диковато.
— Ну чего у нас нет такого, что есть у них?
— Ну не знаю, как-то всё там по-другому. Куда ни глянь – кругом порядок, везде все хорошо. В выходные, например, все отдыхают: в воскресенье даже на грузовиках нельзя ездить, чтобы людям не мешать своим гудением.
— Нет желания переехать туда на ПМЖ?
— Не, жить там не охота. Кому ты в чужой стране нужен, тем более с женой и детьми? Можно поработать, там в нормальной фирме средняя зарплата – 60 евро суточных. Знал одного белоруса, он 80 в сутки получает.
— Белорусов, украинцев, казахов берут на работу в смоленский парк?
— Лишь бы категория Е была. Сейчас всех берут, без стажа, без опыта. А если со стажем придешь, то еще и 100 евро заплатят. Я, белорус, устроился за один день.
— По расходу топлива норму ставят?
— 25 литров если пустой, а груженый – 0,3 коэффициент… я не знаю даже, не помню точно.
Я говорил с мужиками из Сибири откуда-то, с Байкала что ли, по 3-4 рубля за километр ездят. Я за такие деньги за руль не сяду, у нас на колесо становишься – сразу 8 рублей платят. За эти деньги можно и в дальнюю Россию ездить, но в дальнюю Россию ездить не очень-то хочется.
— У тебя тягач смоленский, а на прицепе номера литовские. Не чувствуешь притеснений со стороны транспортников?
— В России нет, здесь уютнее себя чувствуешь на российских номерах. А в Европе какая-то неприязнь ощущается. На таможне фыркают, когда документы проверяют… местные водители, поляки и немцы, носятся, подрезают друг друга, а ты едешь с краешку, по всем правилам, чтобы лишний раз не докапывались.
— А если как они ездить?
— Немцы вообще такие люди, они даже своих в полицию сдают, а если ты так начнешь, то далеко, думаю, не уедешь. Штрафы там нормальные. Например, польский дозвол неправильно заполнил, забыл номер прицепа написать – 3 тысячи евро штраф. Я когда бумаги пишу, 5 раз все перепроверяю, от греха подальше.
— А есть такие водители, которые штрафы на работе отрабатывают?
— Да, один знакомый на 3 штуки попал. Теперь с него по 150 евро в месяц списывают.
— У вас зарплата белая?
— Не знаю, на карточку всё приходит, а как и что они проводят – не в курсе.
— Это твоя первая компания по трудовой? До этого не ездил?
— Да, первая, до этого буквально пару раз за рулем сидел, но пока нормально вроде.
— По европейским законам сколько ремней должно быть на палетах?
— А я не помню, там от веса зависит. 20 тонн… не скажу тебе, но обычно по 20 ремней висит. 20 ремней у нас в комплекте. В России на это внимание не обращают, а в Германии, например, могут проверить.
— А тебя самого досматривали там?
— Нет, ни разу, и штрафов не было.
— Получается, ты полгода уже работаешь? А до этого какой у тебя стаж был по категории Е?
— После нового года пошел на СЕ сдавать, в апреле получил права. Потом еще всякие международные бумаги делал.
— Ничего сложного?
— В наше время ничего сложного, только бабки плати.
— Авансовая система или раз в месяц зарплату получаете?
— Отчет когда сдаешь, тогда и получаешь. Можно за круг отчет сдать, но они не любят, лучше за 2.
— Виза у вас рабочая? Фирма делает?
— Да, я аннулировал гостевую, принес паспорт, 60 евро и 3700 российских рублей. И все страны открыты, можно ехать куда хочешь.
— А что тебя потянуло в эту профессию?
— Ну как, было дело маленькое, машины красил, варил. Потом доллар вырос, в Москву перебрался, 50-60 тысяч в месяц выходило, нафиг такие заработки. За рулем я считаю полегче.
— По поводу культуры вождения, там и здесь.
— Там покультурнее как-то. Если ты поворотник, например, включил, то тебя никто уже не обгонит.
— В каких странах был?
— Литва, Латвия, Польша, Германия. Дальше пока не ездил.
— Из этих стран где чище всего, а где грязнее?
— В Латвии и Литве такой же колхоз как у нас, а в Польше и Германии порядок чувствуется.
— Вы на работу без каких-либо обязательств устраиваетесь?
— Да, наверное, нет никаких обязательств. Поездил, устал, надоело – домой. Это нормально. Я считаю, для начинающего дальнобойщика это шикарно. Пришел без стажа, тебя «стажирнули», за руль посадили – что еще хотеть?