Предельный перегруз
На рынке перевозок зерна действует правило: выжить может только тот, кто возит перегруз, нарушая закон. Водители ответили волной забастовок.
Дело дошло до остановки работы зерновых терминалов — водители отказываются от перевозок по невыгодным тарифам сами и убеждают коллег последовать их примеру. К сидячей забастовке присоединились водители в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. На подступах — Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Тамбовская область, где перевозчики зерна также заявили о намерении поддержать коллег.
Место сбора — авторынок
Протест начался стихийно и одновременно в нескольких регионах, рассказал «Новой» один из организаторов забастовки, член Профсоюза перевозчиков сельхозпродукции Андрей Грузденко. Водители собрались в Ростове, в Ставропольском крае — в селе Красногвардейское, на Кубани — в Краснодаре, Армавире и Кропоткине. Основная точка сбора — авторынки.
— 20 января был сбор всех солидарных перевозчиков зерна, — рассказал Грузденко. — Люди мирно собрались группами и стали обсуждать, как нам дальше жить.
Как выходить из ситуации, когда на рынке невозможно законопослушному перевозчику существовать. Выжить может только тот, кто возит перегруз, нарушая закон.
Профсоюз перевозчиков сельхозпродукции — это организация, которой пока не существует. «Её ещё нет, — отмечает Грузденко, добавляя, что у стихийного движения несколько организаторов в нескольких регионах. — Но создание напрашивается, люди поняли, что один — в поле не воин».
Официального лидера у протеста нет, как и канала для общения — участники движения координируют свои действия в нескольких каналах мессенджеров.
Новорожденное движение выступает против недобросовестной конкуренции и низких тарифов на рынке перевозок. Под первым перевозчики подразумевают «перегрузы» — сокращая расходы на логистику, водители вынуждены перевозить грузы, масса которых в разы превышает установленные законом нормы. Эта практика имеет коррупционную составляющую — по признанию перевозчиков, возить грузовики с перегрузом возможно благодаря тому, что сотрудники пунктов весового контроля закрывают глаза на нарушения. И делают это далеко не безвозмездно.
«К власти у нас требование — пусть оно приведёт в порядок пункты весового контроля, — говорит Грузденко. — Посты у нас продажные, им выгоднее, когда приезжает машина 70 тонн, чем 20 тонн по норме — они с перегруза получат копейку больше».
Нарушение норм негласно поддерживают и экспортеры зерна и владельцы зерновых терминалов, заинтересованные в том, чтобы сэкономить на перевозках. «Нужно, чтобы и терминалы не принимали перегруз, а выполняли законное требование, которое к ним тоже относится, — отмечает он. — Ответственность несёт не только перевозчик, но ещё и те, кто отправляет и те, кто принимает груз».
Играть по правилам перегруза перевозчики зерна больше не готовы — это и есть основная формула протеста. Перегруз на дороге — это фактор риска, который осознают перевозчики. «А как же разговоры о разбитых перегрузом дорогах? — замечает Грузденко. — А как разговоры о безопасности?
Ведь машина в 80 тонн на дороге — это смертник. Я не хочу, чтобы мою семью переехал какой-нибудь нерадивый перевозчик».
«Миллионерами мы не станем, прокормить семью — обязаны»
Но главный аргумент перевозчиков в том, что перегруз «сломал» рынок — выжить могут только перевозчики, которые соглашаются нарушать закон и везти перегруз. Выход участники движения видят в том, чтобы договориться и выработать единый для рынка тариф.
— На ту ставку, которую сейчас дают заказчики перевозок, нереально выжить, — объясняет Грузденко. — Пробег машины — 20 км, а заработок — три тысячи рублей. Как на это выжить? Единственный выход — возить без перегрузок и привязать ценник к топливу. Поднялось топливо — поднялись расценки.
Активисты требуют повышения тарифа на 35%, сообщил Грузденко.
По словам Грузденко, главная цель перевозчиков — объединение людей. «Мы решили ездить по погрузками и доносить информацию до перевозчиков, — рассказал он. — В итоге машины уехали с погрузок и работа остановилась. Это — общее дело. Миллионерами мы не станем, прокормить семью — обязаны».
— Конечно, экспортёр может говорить, что мы мешаем, но никакого насилия мы не совершаем, просто нашего брата переубеждаем. — добавляет он. — Нам не суть остановить отгрузку, хотим, чтобы нас поняли. Хоть и получается, что мы экспортёру как бы поставили подножку.
По словам Грузденко, активистам удалось остановить часть загрузок в порту Азов и на терминалах в Тамани и Новороссийске, а в протесте принимает участие уже больше тысячи машин. «Все мне звонят, пытаемся найти общий язык», — рассказывает он. — Добавились перевозчики из Волгограда, Воронежа и Саратова».
«Мы просто уговариваем людей»
Тем временем, в СМИ появилась информация, что участники протеста в Краснодарском крае и Ростовской области не пускали автомобили к погрузочным терминалам. В комментарии «Новой» Андрей Грузденко заметил, что организаторы не поддерживают таких форм.
— Может, кто-то и пытался, но мне об этом неизвестно, — сообщил он «Новой». — Это уже просто перегибают палку. Мы просто уговариваем людей, не хотим нарушать закон. Естественно, наши действия кому-то не нравится, и они будет теперь нагонять такую волну, чтобы сделать нас крайними. Я сам против насилия и всех своих соратников убеждаю в том, что перегруз уничтожает рынок.
Тем не менее, в сети доступен ролик, автор которого демонстрирует машину с рассыпанным по земле грузом. «Все четыре борта открыли», — возмущенно говорит голос за кадром, который по всей видимости принадлежит водителю, нагрузившему машину поверх нормы. «Это не наши люди, а за всю страну отвечать не можем», — прокомментировал ситуацию Грузденко, добавив, что по данным активистов, инцидент имел место в Тамбовской области.
История Андрея Грузденко иллюстрирует проблемы, с которыми столкнулось большинство перевозчиков.
— Я на рынке четвертый год, — рассказывает он. — В прошлом году рынок уже начал ломаться. И я уже полпарка продал, от сотрудников отказался, только сам езжу.
«Многие пришли с колхозов и не умеют считать»
Похожая ситуация у Сергея Попова из Волгоградской области, который недавно примкнул к протесту. «Машины мои стоят уже второй месяц, не буду врать, — рассказывает он.
— Деньги занимаем, чтобы выживать, стоим без работы. Да того уровня опустились расценки, что дешевле не работать».
— Товарищей на юге морально поддерживаю, — говорит он. — Машины не выпускаю.
И добавляет свои требования к общей повестке. «Мы хотели бы водить по техническим данным автомобиля, — говорит Попов. — Если технические данные автомобиля — 8 тонн, а прицепа — 16 тонн, то столько машина и должна везти».
Требования направлены к экспортерам. «А государство при чём?, — говорит Сергей. — Государство мы только просим навести порядок на пунктах весового контроля».
— Есть те, кто проплачивают сотрудникам ДПС на весовых пунктах и машины спокойно проходят по городу с перегрузом, — добавляет Борис Хайдаров, который присоединился к протестам в Краснодарском крае.
В Краснодарском крае в акции участвует 50-70% перевозчиков, говорит Хайдаров. «Началось все с собрания по городам, — рассказывает он. — У нас в Славинске мы объясняли людям, что перегруз нас выдавливает с рынка. Многие пришли с колхозов и не умеют считать. Мы все стоим, но ездят, как мы их называем, «крысы» — те, кто прямо говорит «возил перегруз и буду возить».
«Всегда найдутся те, кто провезут по полному кузову»
Опрошенные «Новой» эксперты отмечают, что без создания общих правил игры, перевозчики не смогут решить проблему перегрузов и низких тарифов — всегда найдутся игроки, которые пойдут на снижение цен.
— В грузоперевозках есть понятие «тудытка» и «обратка», — объясняет глава Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. — То есть, туда человек везет по одной цене, а обратно он может ехать за смешные копейки, лишь бы солярку оправдать. Бороться с этом можно с помощью протестных действий — было и такое, что жгли штрейкбрейкеров. У нас это происходило с «Платоном» в Дагестане.
Это конечно, не метод, но власти и грузоотправители доводят перевозчиков до того, когда друг на друга идут с огнем и монтажками.
— Всегда найдутся те, кто провезут по полному кузову, — соглашается Сергей Грачев, вице-президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта Росавтотранспорта. — Сейчас бастуют те, кто хочет работать легально. Но найдутся частники, которые будут возить по полному кузову и роняют цены. По моей практике, те, кто катаются на перегрузках — все-равно «тонут». Только перед этим еще и рынок роняют, отнимают рынок у перевозчиков.
Решение проблемы представители профсоюзов видят в установлении общих правил игры. По словам Сергея Грачева, такая практика успешно существует за рубежом.
— Во всем мире есть минимальный тариф на перевозку, в который заложена зарплата водителя, затраты на машину и топливо, — отмечает он. — И это минимум, ниже которого ты не можешь опуститься. В Швеции — это 82 евро в час, в Америке — два доллара за милю. А у нас!
Александр Котов говорит о более радикальных мерах. «Перевозчики заключают соглашения и устанавливаются тарифы, никто не может ездить ниже, — отмечает он. — И если отправители предлагают ехать по низким ценам, профсоюз предупреждает администрацию. Если она не предпринимает меры — поперек ворот у отправителя ставят грузовик. Сейчас такое практиковать нельзя — признают экстремистом», — замечает он.
По мнению представителей профсоюзов, протесты среди перевозчиков — были неизбежны.
— Первое — резкий рост цен на топливо, это проблема всей транспортной отрасли, — отмечает Сергей Грачев. — Она на грани взрыва. Расценки остались прежними, а цены на топливо выросли. Наложилось и то, что налоговые органы начали более пристальные проверки.
Но есть и сразу несколько причин, почему протесты начались именно среди перевозчиков зерна.
— На акцию вышли водители так называемых самосвалов-колхозников. Зарплаты низкие, работа тяжелая и опасная, — говорит Александр Котов. — Они все работают с перегрузом. Как минимум 50-60 тонн весит грузовик вместе с зерном. Так возят с советских времен — дороги ломают, но поскольку перевозки крышуют региональные коррупционеры, на пунктах на это смотрят сквозь пальцы.
— Почему на Кубани? Накипело! — эмоционально отвечает президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Митягин. — Вы видели зерновозы? Они перегружены на два-три машины. Это снаряд замедленного действия!
Владимир Митягин приводит цифры. «Последняя информация по Ростовской области, — отмечает он. — Возьмем расстояние — Из Ростовской области до порта Тамань, это 575 км, в обе стороны свыше 1150 километров. Перевозчик потратит примерно 27 тысяч на топливо, а перевозчики по нынешнему тарифу предлагают порядка 35 тысяч рублей за такой рейс».
— Остается 8-9 тысяч рублей на все, — считает он. — Сюда добавляем «Платон» — это еще 2 тысячи рублей. А водителю нужно есть, платить за стоянку. И это мы еще не берем налоги и износ автомобиля! Это катастрофа: вот почему люди наращивают борта и ездят на убитых машинах.