196128, г. Санкт-Петербург, улица Варшавская, д.9 корпус.1 пом 28Н

Аутсорсинг ВЭД

Резиновый экспорт. Российские производители готовят новые предложения для мирового рынка каучуков

На мировом и российском рынках предложение синтетических каучуков опережает замедлившийся в последние годы спрос.

Основным фактором этого является торговая война между США и Китаем, в результате которой упали продажи и цена каучуков, и, как следствие ослабление китайского рынка легковых автомобилей, продажи на котором сократились на 6%. Просели продажи автомобилей и в Европе, где регистрация новых машин снизилась на 0,7%. Эксперты объясняют этот факт введением в сентябре 2018 года новой Всемирной гармонизированной методики испытаний для легковых автомобилей (WLTP) с более жесткими требованиями к расходу топлива и вредным выбросам. В целом в четвертом квартале 2018 года мировое производство легковых автомобилей и автотранспортных средств легкой грузоподъемности упало на 4%.

Ситуация в автомобилестроении отразилась на рынке каучука, применяемого для производства автомобильных шин. В частности, натуральный каучук (к цене которого привязана стоимость синтетического изопренового каучука) подешевел за 2018 год на 17%, а за последние семь лет, с февраля 2011 года, – на 78%. Самый сильный удар пришелся по синтетическому изопреновому каучуку (СКИ) – синтетическому аналогу натурального каучука. Бутадиен, являющийся основным сырьем для производства бутадиенового каучука, потерял в цене от 7% до 9%. При этом падение происходит на фоне роста цен – в среднем, на 31% – на нефть, основное сырье для синтетического каучука. Разнонаправленная динамика стоимости углеводородов и цен каучука привела к тому, что в последние 40 лет в мире закрылось 10 предприятий по выпуску синтетического изопренового каучука, в том числе два крупных предприятия в РФ. Действующие предприятия включились в ожесточенную конкурентную борьбу на издержках, поставив в приоритет оптимизацию производственных затрат.

Так, в ПАО «Нижнекамскнефтехим» были реализованы три крупных инвестиционных проекта по модернизации мощностей по получению формальдегида, изобутилена и изопрена, участвующих в сырьевой цепочке выпуска СКИ на общую сумму 32 млрд рублей. В дополнение к этому для дальнейшего снижения затрат «Нижнекамскнефтехим» запланировал проект по созданию собственного производства метанола, также участвующего в сырьевой цепочке получения синтетического изопренового каучука. Инвестиции в него должны составить свыше 30 млрд руб.

В России отмечается устойчивая тенденция постепенного замещения каучука СКИ натуральным каучуком. Если в 2004 году объем потребления натурального каучука в РФ составлял всего около 30 тыс. тонн, то в 2017 году он достиг 110 тыс. тонн, то есть увеличился более чем в 3,5 раза. В то же время потребление каучука СКИ в стране снизилось с 240 тыс. тонн до 132 тыс. тонн, то есть на 45%. Отчасти это связано с приходом на российский рынок зарубежных шинных компаний, ориентированных на использование преимущественно натурального каучука. Но при этом наблюдается тенденция увеличения применения натурального каучука и некоторыми отечественными переработчиками.

Сегодня в России ежегодно выпускается 1,4 млн тонн разных видов синтетического каучука, а потребляется всего 0,4 млн тонн. Практически все действующие в России заводы СК были построены еще во времена СССР с большими мощностями: в те времена страна была отрезана от зарубежных рынков, и для оборонной промышленности требовалась собственная мощная производственная база СК. Но в нынешних условиях низкой емкости российского рынка, конкуренции с натуральным каучуком, а также с иностранными поставщиками синтетического сырья российские производители СК, чтобы загрузить свои производственные мощности, ищут сбыт за рубежом.

Российские производители синтетических каучуков вынуждены экспортировать большие объемы, стремясь снизить издержки и сохранить конкурентоспособность, говорят эксперты. Например, «Нижнекамскнефтехим» поставляет на экспорт около 80% выпускаемых каучуков, СИБУР Холдинг экспортирует до 57%, а управляющая компания ТАУ «Нефтехим», которой принадлежат башкирские ОАО «Синтез Каучук» и ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод», отгружают на экспорт 63% каучуков.

В некоторых случаях из-за низкой емкости российского рынка российские производители создают предприятия по производству СК в других странах. Например, СИБУР Холдинг планирует в ближайшее время начать осуществлять производство бутилкаучука на совместном предприятии с индийскими партнерами. А не так давно компания приняла решение освоить на этой же площадке производство галобутилкаучуков.

При этом производители озадачены тем, чтобы предложить рынку остроактуальные виды каучука. Например, поскольку в ЕС активно работают над снижением уровня шума автомобильных шин, улучшением их сцепления с дорожным покрытием и долговечностью резины, производители синтетического сырья делают ставку на бутадиеновые и бутадиен-стирольные каучуки нового поколения.

В «Нижнекамскнефтехиме» готовятся к запуску производства СКДН марок 44М1 и 44М2, технология синтеза которых разработана в Научно-технологическом центре (НТЦ) предприятия. Каучук 44М1 – это цис-1,4-полибутадиен с узкой полидисперсностью — находится на стадии коммерциализации. Уже выпущены опытно-промышленные партии, которые были отправлены зарубежным и отечественным потребителям и показали первые положительные результаты испытаний. Так, отмечается уменьшение расхода топлива за счет снижения сопротивления качению, снижению риска разрушения шины при высоких нагрузках, уменьшению теплообразования в шинах, следовательно, увеличивая их долговечность и срок службы. В начале 2019 года будет готова линия для непрерывного производства каучука данной марки, а в следующем году предприятие сможет выйти на выпуск всего запланированного объема.

Кроме этого, с 2017 года в НТЦ ведется разработка новых марок бутадиен-стирольных каучуков – ДССК 621 и ДССК 628 – с высоким содержанием винильных звеньев и наличием функциональных групп, также обеспечивающих высокие потребительские качества шин. В перспективе может появиться и бутадиеновый каучук подобного состава и структуры – СКД 777, образцы доступны для тестирования.

В свою очередь, в СИБУР Холдинг постепенно осваиваются новые марки каучуков ДССК, СКД-НД и СКС, а ОАО «Синтез-Каучук» работает над новым поколением изопреновых каучуков с высоким содержанием цис-1,4-звеньев.

Как мы видим, рынок каучука претерпевает существенные колебания, российские производители подстраиваются под актуальные мировые тенденции спроса потребителей, разрабатывая новые марки синтетических каучуков и заменяя ими существующие на рынке виды.

Куда Вам перезвонить (обязательно)

Как к Вам обращаться

×