Создание системы прослеживаемости товаров обсудили дальневосточные таможенники и налоговики с бизнесом
По данным Министерства промышленности и торговли, незаконный оборот рынка легкой промышленности в России составляет 1,4 трлн рублей – это порядка 35% всего рынка.
О создании системы, отслеживающей движение товаров от импорта до продажи потребителю, рассказали дальневосточные таможенники и налоговики представителям бизнеса на заседании Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении.
Сегодня в России, как и на всем пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ведется активная работа по созданию системы прослеживаемости товаров. Предпосылками к этому стала сложная ситуация в сфере оборота промышленной продукции. По данным Министерства промышленности и торговли, незаконный оборот рынка легкой промышленности в России составляет 1,4 трлн рублей – это порядка 35% всего рынка. Из них более половины составляют «серые» поставки из стран дальнего зарубежья, около трети импортируется из стран ЕАЭС и около 15% занимает неучтенное отечественное производство. В этой связи Президент России поставил задачу модернизировать систему контроля за оборотом товаров, в том числе создать единый стандарт таможенного и налогового администрирования.
Механизм прослеживаемости товаров определен «Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров». Концепция предусматривает два способа прослеживания движения товаров — физический (с помощью маркировки) и документальный (с помощью товарно-транспортных накладных, товарных накладных, налоговых и иных документов). Обеспечивает отслеживание движения товаров и мониторинг их оборота Государственная информационная система (ГИС).
Сквозная система маркировки товаров должна быть создана в России к 2024 году. Предполагается, что в России будет действовать единая национальная система маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
В настоящее время Федеральная таможенная служба совместно с Федеральной налоговой службой завершают работы по созданию прототипа национальной системы документальной прослеживаемости товаров. Этому способствовал удачный опыт по введению маркировки меховых изделий, когда ФТС России и ФНС России организовали эффективный совместный контроль, а также интегрировали системы контроля таможенных органов и ГИС «Маркировка». Проведена модернизация информационно-программных средств таможенных и налоговых органов.
На первое полугодие 2019 года запланировано проведение тестирования информационного взаимодействия доработанных ведомственных информационных систем с национальной системой прослеживаемости.
Справка
Товары, подлежащие физической прослеживаемости. С 2016 года в России действует обязательная маркировка контрольными (идентификационными) знаками одежды из натурального меха.
В 2019 году в России предполагается введение обязательной маркировки на ряд товаров:
- с 1 марта введена обязательная маркировка табачной продукции;
- с 1 июля будет введена маркировка обувных товаров;
- с 1 декабря маркировке будут подлежать некоторые товары народного потребления: духи и туалетная вода, новые резиновые шины и покрышки, фотокамеры и фотовспышки, белье (постельное, столовое, туалетное и кухонное), предметы одежды из натуральной или композиционной кожи, предметы верхней одежды (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия), а также трикотажные блузки, блузы и блузоны (женские или для девочек).
Товары, подлежащие документальной прослеживаемости. Министерством финансов России определен перечень товаров, подпадающих под документальную прослеживаемость – это бытовые электротовары, тяжелая техника, детские коляски, металлическая мебель. Планируемый срок применения системы прослеживаемости товаров в пилотном проекте – 2019 год.