196128, г. Санкт-Петербург, улица Варшавская, д.9 корпус.1 пом 28Н

Аутсорсинг ВЭД

Пшеница косит экспортеров

Российские экспортеры пшеницы несут убытки из-за резкого обвала мировых цен: за зерно, которое они покупали по $240 за тонну, в начале марта заграничные покупатели не дают больше $225. Около 30% экспортеров не доживут до нового урожая, полагают эксперты.

Экспортные цены на пшеницу упали с $245 за тонну в первой декаде февраля до $224-225 за тонну к 10 марта (контракты с доставкой в апреле-мае). В мае 2017-го крупнейшие экспортеры подписали хартию и «Правила Клуба подписантов» с Федеральной налоговой службой РФ (ФАС), обязавшись приобретать зерно напрямую у аграриев, в результате экспортеры попали в ловушку: они закупали зерно у аграриев по $240 за тонну, а сейчас пшеница уходит за рубеж по $225.

Причина снижения мировых цен — приближение начала сбора нового урожая, а запасы держатся на необычайно высоком уровне. «В конце июня начнется уборка в России, в Америке — еще раньше. При этом запасы в мире достаточно большие. То есть предложение высокое, а спрос — низкий», — говорит руководитель зернового направления Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов.

Аграрии раскрывают налоговую тайну

Ассоциация добросовестных участников рынка АПК запустила сервис, позволяющий проверить контрагентов на чистоплотность. Опрошенные МГ бизнесмены сомневаются, что нововведение обелит рынок, а некоторые полагают, что это уловка для давления на бизнес. Экспортеры оказались перед выбором: снижать цену до мировых уровней либо вообще ничего не продавать за границу; или уходить с рынка, говорит Олег Суханов. Перейти в режим ожидания не все могут себе позволить. «Есть такие, кто не может в силу определенных обстоятельств не работать: нужно кредиты обслуживать, штат содержать, выполнять различные обязательства», — отмечает Денис Кочкин, директор агропромышленной компании ООО «Содружество».

Невыездное зерно

Автоперевозчики отказываются везти зерно в порты, блокируют элеваторы, требуя повышения тарифов, которые снизились и не компенсируют возросшие затраты. При этом усилился весогабаритный контроль, не позволяющий возить с перегрузом, чтобы выйти в нуль. Крупные компании, вроде ТД «Риф», «Гленкор», «Астон» и «Мирогрупп», переживают ценовые волны без потерь. «Экспортеры «большой десятки» имеют собственные перевалочные мощности и корабли. Собственная перевалка дешевле на 70%, а на фрахте судов они вообще могут зарабатывать. А малые экспортеры платят за все, причем по завышенной цене», — рассказывает Кочкин. Примерно 20-30% экспортеров прекратят деятельность или обанкротятся, полагает Михаил Марышев, председатель комитета АПК Ростовского отделения организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Причина — недальновидные действия участников рынка. «Многие участники рынка в последнее время наращивали объемы, обороты — лишь бы каким-то образом перекрыть себестоимость внутренних процессов (зарплаты, налоги и прочее). В этой погоне все опустились ниже порога рентабельности, рассчитывая, по большому счету, на чудо», — объясняет эксперт.

Куда Вам перезвонить (обязательно)

Как к Вам обращаться

×