196128, г. Санкт-Петербург, улица Варшавская, д.9 корпус.1 пом 28Н

Аутсорсинг ВЭД

Бизнесу есть что сказать таможне

Близится к завершению реализация программы мероприятий, предусмотренных Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р. До финальной черты остается немногим более полутора лет, поэтому закономерно, что уже сейчас в ФТС России началась работа над формированием нового аналогичного основополагающего документа

В ведомстве уточнили, что «в нем предполагается закрепить ключевые параметры, которые станут определять образ таможенной службы в 2024 году и на перспективу до 2030 года». На данный момент уже составлены предложения по ключевым элементам очередного этапа реформы таможенного администрирования. Напомним, что в предыдущем номере «ТН» были представлены консолидированные предложения, подготовленные российскими деловыми кругами и направленные в Общественный совет при ФТС России.

При этом представители бизнеса не только продолжают работать над новыми предложениями в Стратегию, но и анализируют те идеи и позиции, которые таможенная служба намерена в нее включить. Следует признать, что далеко не все инициативы ФТС России находят понимание и одобрение со стороны предпринимателей, занимающихся внешней торговлей и оказанием околотаможенных услуг. Об этом, в частности, сообщили в Ассоциации деловых партнеров в сфере внешнеэкономической деятельности (АДП ВЭД).

«В последнее время ФТС России заметно активизировала работу по организации очередного переноса таможенного контроля товаров в приграничные регионы, — говорит генеральный директор АДП ВЭД Вячеслав Ивин. – В службе отмечают, что в данном вопросе основываются на консолидированных предложениях российских деловых кругов. Однако, по имеющимся у нас сведениям, большинство участников ВЭД считают, что реализация данной новации ФТС России приведет к росту цен на околотаможенные услуги, к скоплению транспортных средств и возникновению временных заторов на автомобильных пунктах пропуска, расположенных на внешних границах РФ. Кроме того, вероятно увеличение сроков прохождения контроля на границе для частных лиц».

Как стало известно, в ФТС России идет разработка плана вывода таможенного декларирования товаров из внутренних таможенных терминалов и прилегающих к ним территорий, входящих в регион деятельности непограничных таможенных постов. При этом в ведомстве заявляют, что цель такого рода изменений – обеспечение «интегрированного контроля непосредственно в пунктах пропуска, оптимизация транспортных потоков и сроков таможенного оформления».

Бизнес призывает более тщательно проанализировать данный подход. Напомним, что участники ВЭД уже однажды поучаствовали в реализации печально известной Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Многие из них до сих пор не могут прийти в себя, кое-кто вообще был вынужден покинуть рынок, понеся невосполнимые потери. Так, в ее Общих положениях говорилось, что «Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года, Концепция основана на положениях… Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года».

Из сказанного следует, что формально Концепция должна была быть реализована в следующем году. Поскольку этого не случилось, получается, что срок окончания решили продлить до 2024 года. Если и на этот раз не выйдет, имеется еще одна дата – «на перспективу до 2030 года».

«Экспертный анализ нового предложения ФТС России позволяет сделать вывод, что его воплощение фактически приведет к выводу из крупных городов таможенного оформления грузов, доставляемых автотранспортом, — продолжил Вячеслав Ивин. – Вместо расположенных внутри страны, оборудованных и оснащенных соответствующим образом таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) и складов временного хранения (СВХ) таможенные процедуры предлагается осуществлять на автомобильных пунктах пропуска (МАПП), которые сегодня ориентированы лишь на проведение таможенного контроля.

Кроме того, в ряде регионов, исторически специализирующихся на развитии ВЭД, данные изменения могут привести к исчезновению околотаможенной отрасли, а количество оборудованных ТЛТ и СВХ может сократиться кратно. Все это, безусловно, неблагоприятно отразится на социально-экономической сфере в регионах. Отсутствие альтернативных предложений на уровне ФТС России в отношении отраслевого использования таможенных терминалов несет риски банкротства и потери в регионах крупных работодателей и налогоплательщиков.

Наши эксперты считают, что в этой связи неправильно говорить лишь о плюсах отдельных ключевых элементов предлагаемой реформы таможенного администрирования. Ее нужно рассматривать комплексно, с учетом социально-экономических интересов регионов».

Как известно, сейчас непосредственно на границе оформляется незначительная часть грузопотока – ведь в зоне деятельности МАПП нет соответствующей инфраструктуры (мест разгрузки и досмотра). Кроме того, действия организаций и физических лиц в приграничной зоне ограничены и строго регламентированы законом. Без понимания перспектив и вектора развития инфраструктуры на границе трудно однозначно оценить перспективы переноса туда таможенного оформления.

«Перед таможенными органами стоит задача быть готовыми оформлять не менее 500 деклараций на товары (ДТ) в сутки, — уточнил руководитель АДП ВЭД. — Это многократно превышает настоящие возможности МАПП, которые в последние годы в основном имели дело лишь с транзитными грузами. Бизнес в лице декларантов участвовать в реализации Концепции не сможет, так как ему запрещено оказывать услуги на границе, доступ на ее объекты ограничен.

Также стоит учитывать, что большинство МАППов расположено на удалении от населенных пунктов, во многих местах отсутствуют необходимые коммуникации. В этих условиях представители околотаможенных и деловых кругов не смогут в полной мере воспользоваться правами, определенными таможенным законодательством, прежде всего по совершению предварительных таможенных операций с товарами, по их перегрузке и т. д.

По нашему мнению, должен быть сформирован некий межведомственный план («Дорожная карта») по реконструкции и оснащению пунктов пропуска, с определением источников, финансирования, сроков модернизации и технической готовности к выполнению столь масштабных задач. Уточню, что ранее логистика была одним из важнейших конкурентных преимуществ крупных городов. Теперь она, наоборот, становится одним из их главных минусов в плане инвестиционной привлекательности в таможенной сфере.

С одной стороны, урезаются возможности доставки грузов автомобильным транспортом, с другой стороны, переориентация грузовых потоков на морской транспорт весьма ограничена из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры вокруг портов. При этом сейчас в приграничных районах склады временного хранения практически никто не строит, так как в условиях санкций имеется большой риск в одночасье лишиться внешнеторговых контрактов. Соответственно, таможенное оформление участники рынка будут проводить на границе, а разгружаться там же, где и раньше, – в крупных городах и внутренних регионах. В связи с этим, по мнению участников ВЭД, на складах фактического контроля могут существенно вырасти тарифы на услуги, увеличится время оформления грузов в таможенных органах.

По этой причине эксперты предлагают уделить более пристальное внимание совершенствованию технологий таможенного оформления и таможенного контроля, позволяющих упростить и ускорить прохождение товарами таможенных формальностей, уплату таможенных платежей, облегчить применение запретов и ограничений и т. д. Особый интерес вызывает внедрение технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ. Желательно пересмотреть в сторону сокращения время проверки сотрудниками таможенных органов деклараций на товары в тех случаях, когда автоматический выпуск по каким-то причинам не производится.

При импорте предлагается вернуться к срокам выпуска деклараций не позже следующего рабочего дня за днем регистрации декларации, при экспорте — не позднее 4 часов. Следует внедрить единую технологию (алгоритм) действия сотрудников таможенных органов в ходе совершения различных таможенных операций. Дело в том, что зачастую в различных таможенных органах в отношении одних и тех же товаров сотрудники таможни предъявляют диаметрально противоположные требования.

Необходимо направить усилия на дальнейшее развитие института уполномоченных экономических операторов (УЭО), таможенных представителей, владельцев СВХ, облегчив работу тем, кто положительно зарекомендовал себя при осуществлении деятельности в сфере таможенного дела. Для них, например, возможно снизить размер обеспечительных мер, более широко применять возможность выпуска товаров без фактического внесения сумм обеспечения под поручительство вышеуказанных лиц.

Бизнесу есть что предложить для включения в новую Концепцию. Для нас важно быть услышанными и правильно понятыми. Ведь деловые круги, как и таможенные органы, заинтересованы в создании благоприятных условий для ведения ВЭД в нашей стране. Главное, чтобы правила игры были прозрачными, понятными и равными для всех участников данного рынка».

 

Куда Вам перезвонить (обязательно)

Как к Вам обращаться

×