Если не таможня, то кто тогда?!
Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного валютного контроля в части операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), без активного участия в этой работе таможенных органов
Справедливость такого положения подтверждает тот факт, что период осуществления таможенного контроля является последним этапом, когда еще есть реальная возможность предотвратить нарушение законодательства, в том числе валютного.
Понимание этой ситуации послужило основанием для определения при осуществлении валютного контроля функций и полномочий таможенных органов. Уточню, что их компетенция в этой части зафиксирована в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Из него следует, что таможенные органы осуществляют валютный контроль над перемещением товаров через таможенную границу, за исключением периметров свободных таможенных зон; валюты, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными за перемещением через границу товаров и транспортных средств.
После получения ФТС России статуса органа валютного контроля (указ Президента РФ от 02.02.2016 № 341) и определения компетенции таможенных органов в части контроля валютных операций в торговом обороте у нас впервые появилась реальная возможность для создания и применения практических технологий контроля. Как следует из указанного документа, руководителем государства Центральному банку РФ и ФТС России поставлена задача «в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие соответствующие механизмы».
В первую очередь речь шла об организации контроля над исполнением валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения внешнеторговых договоров купли-продажи. Как отмечают эксперты, в настоящий момент экономическая ситуация в России соответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются негативные тенденции по активизации «бегства» от национальной валюты, сокрытию средств от налогообложения, росту объемов незаконных утечек капиталов за рубеж.
На этом фоне Центробанк и ФТС России приняли решение о разработке в первоочередном порядке системы валютного контроля за поступлением в РФ валютных средств, получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт. При этом действие технологии таможенно-банковского контроля ограничивается поставками товаров по таможенной процедуре экспорта с расчетами в валюте, отличной от валюты РФ.
При этом наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы контроля, а ее завершающий этап, связанный с «применением к нарушителям установленных санкций». Напомню, что по действующим на данный момент правилам «в случае непоступления валютной выручки в установленные актами законодательства сроки таможенные органы заводят и принимают к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров, дела о нарушении таможенных правил».
В рамках валютного контроля
Общеизвестно, что российские таможенные органы играют важную роль в действующей у нас в стране системе валютного контроля. Дело в том, что в международных экономических отношениях значительная часть всех валютных операций связана с перемещением через таможенную границу различного рода материальных и нематериальных объектов.
В этой системе таможенные органы являются одним из главных контролеров перемещения материальных ценностей, а равно и связанных с этим валютных операций. Наличие в их распоряжении первичной достоверной информации, применимой как для таможенных целей, так и для задач валютного контроля, делает таможенные органы одним из основных участников системы валютного контроля.
Здесь следует отметить, что в рамках указанного контроля сами таможенники определяют свою основную цель как «противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ». В результате практической деятельности в некоторых таможнях на сегодня выработаны некие алгоритмы, применение которых позволяет обеспечивать необходимые условия соблюдения норм и правил валютного законодательства при проведении таможенного контроля.
В первую очередь речь идет о комплексности документов. На практике это означает, что, принимая к оформлению пересекающий границу товар, таможня требует от его владельца представить уникальный номер контракта и справку о подтверждающих документах, а также и сами документы, которые можно предъявить, в том числе и в электронном виде.
Согласно установленным правилам при оформлении экспорта и импорта таможня обязательно выполняет проверку соответствия сведений в контракте и декларации на товары. Если все представленные участником ВЭД документы в порядке, то товар выпускается. В то же время в случае продажи товара за рубеж есть еще одно условие – обязательная репатриация полученной за него иностранной валюты.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» участник ВЭД обязан в срок, предусмотренный контрактом, обеспечить «получение от нерезидентов на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты, причитающейся в соответствии с контрактом за переданные нерезидентам товары (репатриация)».
Если в оговоренном в контракте объеме и в установленный документом срок валюта не поступила на банковский счет, то таможня привлекает допустившего такое нарушение участника ВЭД к ответственности по статье 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».
Кроме того, существует необходимость соблюдения еще одного правила — реальность заявленной стоимости продаваемого за рубеж товара. Как известно, в последнее время в результате проводимых мер контроля таможня неоднократно выявляла различные схемы вывода валютных средств из РФ, в том числе путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого проводится экспертиза товара на предмет установления его реальной рыночной стоимости.
К сожалению, бывают случаи, когда указанная в контракте цена идущего на экспорт товара существенно превышает среднюю рыночную величину. В таком случае таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения проверочных мероприятий. Получение информации о международных сделках происходит при активном обмене сведениями между банком и таможней. Часто сведения, поступившие в ходе проведения таможенных процедур, становятся причиной для дальнейших проверочных мероприятий, результатом которых нередко становится выявление нарушений законов РФ в сфере валютных правоотношений.
Практика ВЭД показывает, что возникающие у таможни проблемы с незачислением экспортной выручки в большинстве случаев носят злонамеренный характер, который связан с попыткой недобросовестных предпринимателей сокрытия экспортной выручки. Однако такое происходит и из-за непонимания или незнания экспортером правил и нюансов ведения ВЭД в части необходимости соблюдения норм валютного законодательства.
Следует отметить, что благодаря усилиям, в том числе и таможенных органов, потоки незаконно перемещаемой через границу валюты перекрываются. Как признают эксперты, они «уже не такие большие, как были раньше». По их оценкам, за последние три года они уменьшились в 20 раз – с 2,09 млрд до 80,6 млн долларов. Однако нарушения в данной сфере все еще существуют, что подтверждают приведенные ниже примеры.
Если валюта не возвращается
Так, недавно Приволжская оперативная и Нижегородская таможни по факту «проведения валютных операций по переводу денежных средств на банковские счета нескольких нерезидентов, совершенных в особо крупном размере организованными группами на общую сумму 864,1 млн рублей, возбудили два уголовных дела по статье 193.1 УК РФ». Башкортостанская таможня завела уголовное дело по части 3 статьи 226.1 УК РФ по факту «незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС стратегически важных товаров в крупном размере на сумму 115,5 млн рублей».
В 2018 году отдел валютного контроля Пермской таможни завершил 247 проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ. По их результатам выявлено 258 нарушений на общую сумму 592,73 млн рублей. Возбуждено 187 дел об административных правонарушениях (АП) по статье 15.25 КоАП РФ на сумму 442,72 млн рублей:
— по частям 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушения по репатриации денежных средств – 71 дело;
— по частям 6-6.4 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям – 116 дел.
По фактам нарушения валютного законодательства Пермской таможней в 2018 году наложено штрафов на сумму 760,82 млн рублей. Кроме того, в отношении четырех участников ВЭД она возбудила 10 уголовных дел по факту «уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ с признаками уголовных преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 193 УК РФ на сумму 1,9 млрд рублей».
По результатам проверочных мероприятий соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в 2018 году должностными лицами Ханты-Мансийской таможни возбуждено 55 дел об АП, по которым наложено штрафных санкций на сумму почти 4,3 млн рублей. По рассмотренным делам об АП взыскано штрафов на сумму более 2,9 млн рублей. Это в три раза больше показателя за 2017 год, когда было взыскано 991 тыс. рублей.
Как показывает статистика, основная доля наложенных и взысканных штрафных санкций приходится на дела об АП, возбужденные по фактам невозврата в РФ денежных средств за не ввезенный на территорию нашей страны товар. Например, в прошлом году отдел валютного контроля Смоленской таможни провел 260 проверок, в ходе которых выявили 606 нарушений на сумму около 26 млрд рублей.
По этим фактам по статье 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования) возбуждено 276 дел об АП, наложено штрафов на сумму 976 млн рублей. В правоохранительный блок таможни передано 75 материалов с выявленными признаками уголовного преступления, ответственность за которые установлена статьей 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ).
Специалисты отмечают, что имеющее место значительное увеличение количества выявленных нарушений связано как с ростом количества проведенных проверок, так и с повышением качества проводимой таможенными органами аналитической работы, направленной на оптимизацию выбора объектов проверок. Это позволяет существенно улучшить их результативность.
Так, в 2018 году должностные лица Кемеровской таможни провели 104 проверки соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства, в том числе 47 – по экспортным сделкам и 57 – по импортным. В результате был выявлен 141 факт нарушения требований законодательства, сумма денежных средств, ставших предметами правонарушений, составила 1,439 млрд рублей. По ним по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» было возбуждено 194 дела об АП. Нарушителям валютного законодательства назначены административные штрафы на сумму более 224 млн рублей.
Кроме того, Кемеровской таможней возбуждено 6 уголовных дел по статье 193.2 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов». Основными товарами, по которым были совершены правонарушения: сталь, уголь, запчасти для горношахтного оборудования, лес, пиломатериалы.
При этом в 2017 году практически при таком же количестве проверок кузбасские таможенники выявили 93 случая нарушений валютного законодательства на сумму 140 млн рублей. За аналогичные нарушения было возбуждено 117 дел об АП, наложено штрафов на сумму свыше 8 млн рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
С задачей справляются
На основе приведенных выше фактов можно сделать вывод, что контроль за соблюдением участниками ВЭД валютного законодательства, особенно когда речь идет о репатриации валютной выручки, является важной и неотъемлемой частью реализуемой в нашей стране валютно-денежной политики. Таможенные органы являются активным и эффективным участником данного процесса.
Для достижения поставленной цели они стремятся в полной мере использовать имеющиеся в их арсенале средства экономического и правового воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Это воздействие заключается в стимулировании бизнеса к добросовестному, разумному и ответственному осуществлению валютных операций с нерезидентами. Должно быть понимание и осознание того, что за нарушение установленных в указанной сфере правил и норм неотвратимо последует административная или уголовная ответственность.
Убежден, что наделение в свое время ФТС России статусом органа валютного контроля, а таможенных органов — агента валютного контроля позволило выстроить и в значительной степени реализовать цепочку последовательных действий – от выбора объекта контрольно-надзорных мероприятий до привлечения нарушителей к ответственности и взыскании с них штрафов. В результате таможенным органам удалось в значительной мере компенсировать урон, нанесенный экономическим интересам государства противозаконной деятельностью недобросовестных участников ВЭД. Прежде всего тех, кто осознанно не соблюдает правила осуществления импортных сделок, которые, как уже отмечал, предполагают обязательную репатриацию иностранной валюты, полученной за реализованный товар.
В настоящее время приоритетным направлением работы таможенных органов при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж, основанное на развитии механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении данной контрольно-надзорной функции, а также совершенствование объектно-ориентированного подхода с использованием механизмов межведомственного и международного взаимодействия по данному направлению.