Зерновозы уходят в банкротство
Введение с 1 июля запрета на услуги нелегальных агентов по экспорту зерна привело к сокращению числа трейдеров и перевозчиков втрое. Борьба с теневым рынком провалилась: аграрии, чтобы сэкономить на транспортировке, привлекают серых перевозчиков.
В 2017 году крупнейшие российские экспортеры зерна и Федеральная налоговая служба подписали хартию, которая с 1 июля 2019 года меняет отношения между заказчиками-грузоотправителями (сельхозпредприятиями), перевозчиками и агентами.
Хартия устанавливает, что между заказчиком и перевозчиком может быть только один посредник. Причем этот агент с 1 августа должен оформить юридическое лицо. До этого он может работать как индивидуальный предприниматель (ИП).
Перевозчику не обязательно иметь собственный автопарк, грузовики у него могут быть в аренде, управлении или в лизинге. Но водителей он обязан нанимать по официальному трудовому договору. Арендовать автомобили у физлиц запрещается — они должны оформиться как ИП.
Заключая договор с заказчиком или агентом-трейдером, перевозчик должен подтвердить, что у него есть в собственности или пользовании необходимое количество машин для транспортировки груза, а также укомплектован штат водителей.
С 1 июля участникам поставки разрешается заключать только три варианта договоров.
Первый — прямой, когда договариваются непосредственно заказчик и перевозчик, который должен иметь только собственный транспорт и водителей.
Второй вариант — договор транспортной экспедиции: экспедитор выполняет заказ либо собственными силами, либо привлекает сторонних перевозчиков, если своих машин и водителей экспедитору не хватает.
Третий вариант договора — агентский: трейдер заключает с фактическим перевозчиком договор в интересах заказчика.
Стороны, подписавшие хартию, считают, что эти меры помогут бороться с серыми трейдерами и перевозчиками, которые занимают половину рынка.
Водителям платят в конвертах
Трейдеры уверены: от них хотят избавиться. Это главная цель нововведения, считают посредники. За последние пять лет число трейдеров в Южном федеральном округе выросло в пять раз — с 20 агентов до 100. После вступления хартии в силу количество трейдеров уже сократилось примерно до 30.
Бороться нужно не с посредничеством как таковым, а с недобросовестными участниками, уверен грузоперевозчик Александр Дегтярев (ИП Дегтярев). Недобросовестный агент, получив подряд от сельхозпредприятия на перевозку зерна, нанимает перевозчика или договаривается с частными водителями, не сообщая об этом заказчику, описывает схему обмана Александр Дегтярев. Перевозчик выполняет всю работу, но денег ему агент либо совсем не платит, либо отдает лишь часть суммы. Частники выполняют 30-50% всех рейсов, говорят в ассоциации «Грузавтотранс». На этом и зарабатывают такие посредники.
Такая схема позволяет недобросовестным агентам демпинговать, ведь они значительно экономят на налогах и зарплатах субподрядчикам, которым отдают деньги в конвертах.
Около 90% перевозчиков зерна — мелкие игроки с одной-двумя машинами в автопарке. Не прибегать к услугам посредников, чтобы держаться на плаву, такие компании не могут, говорит Дегтярев.
«Прекрасно, если будет контролироваться весь процесс перевозчик, дабы не было схем ухода от налогов, в том числе и с привлечением водителей-частников. Но я бы рекомендовал, чтобы помимо этого обязательно заключался трудовой договор между работодателем и водителем при аренде автомобиля. Заказчику важно знать, кто сидит за рулем, в каких условиях работают водители. А не только контролировать, легальная компания-перевозчик или нет, платит ли она НДС», — говорит Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс».
Теневой рынок победил
Многие трейдеры выступают за прозрачный рынок, но из-за недобросовестных игроков сельхозпредприятия в последнее время вовсе отказываются от услуг посредников, выставляя условие: только прямой перевозчик — сетует Елена Устинова, директор ООО «Луговое», занимающегося торговлей сельскохозяйственной продукции в Орловской области. Аграриям выгодны прямые договоры, так как это позволяет сдерживать экспортную цену на зерно, считает Устинова.
Отмена транспортных льгот, повышение тарифов на систему сбора платы с грузовиков «Платон», рост цен на топливо, ввод штрафов за перегруз — все это делает бизнес по перевозке зерна нерентабельным,
говорит Елена Устинова.
Тарифы за транспортировку снизились с весны 2018 года по январь 2019-го на 10%, до 1,4 рубля за 1 кг на тысячу километров. А затраты на топливо за тот же период выросли на 15%. Рост цен на зерно вынуждает сельхозпроизводителей искать нелегальных перевозчиков, услуги которых дешевле, чем легальных.
В итоге многие добросовестные игроки продали автопарки, ушли с рынка перевозок зерна и сыпучих смесей, не выдержав конкуренции с серым рынком, отмечает Мария Храпунова, директор транспортной компании ООО «ВВС-Транс».