100 тонн зерна для собственных нужд: почему ростовские транспортники не рады физлицам
На Юге России перевозчики зерна зачастую работаю всерую и возят в несколько раз больше, чем положено. Транспортники уверены: для наведения порядка нужно запретить физическим лицам заниматься коммерческими перевозками. У предпринимателей есть своя точка зрения.
На встрече, организованной ИД «Крестьянин», присутствовали не только предприниматели и представители отраслевых объединений, но и чиновники из контролирующих организаций. Начальник отдела контроля международных автоперевозок Южного межрегионального управления Госавтодорнадзора Марат Латыпов рассказал о положении дел на федеральных трассах Ростовской области.
— В прошлом году мы проверили 2651 транспортное средство, перевозившее зерно. Из них 357 машин (13,4% от общего числа) с превышением допустимого веса. Выписано 587 постановлений о привлечении к административной ответственности: 357 на водителей, 96 на юридических лиц и 134 – на должностных лиц.
Общий процент нарушителей только кажется небольшим. Марат Латыпов объясняет: сил службы не хватает на то, чтобы контролировать весь поток большегрузов. Кроме того, инспекторы работают только на федеральных трассах.
— Результаты весового контроля показывают, что наибольший процент перевозок (порядка 60%) осуществляются без оформления документов. У водителей отсутствуют товарные накладные, путевые листы. Перевозчики часто заключают с водителями фиктивный договор аренды, чтобы уйти от ответственности. Вот и везут они полные КАМАЗы по 70-100 тонн зерна якобы для собственных нужд. Мы выписываем 3 тысячи рублей штрафа и всё! А что такое 3 тысячи штрафа, если за один рейс перевозчик зарабатывает 30 тысяч?
Чтобы справиться с этой проблемой, представитель Госавтодорнадзора предложил запретить физическим лицам осуществлять коммерческие грузоперевозки.
Электронные товарно-транспортные накладные, по мнению Латыпова, также могут оказаться полезными: они позволят привлекать к ответственности грузоотправителей, сознательно перегружающих машины.
По примеру Кадырова
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, выслушав предложения чиновника, вспомнил про законопроект о реестрах грузоперевозчиков, который также должен запретить физическим лицам заниматься коммерческими перевозками. Он отметил, что в сложившейся ситуации виноваты не только недобросовестные перевозчики, но и коррумпированные представители контролирующих органов.
— Возьмите Чечню; там с перевесом не проехать! Перевозчиков там не наказывают, а заставляют перегружаться или объезжать регион через Астраханскую область. Денег там тоже не берут. Говорят,
Кадыров сказал – если узнаю про коррупцию, уволю всех вплоть до генерала. О чем это говорит? Если есть руководитель в регионе, то он наведет порядок!
Матягин уверен: если глава каждого южного региона соберёт зернотрейдеров, ударит кулаком по столу и скажет «Прекращаем бардак!», порядок будет наведен.
Президент «Грузавтотранса» для борьбы с перегрузом предлагает изменить действующее законодательство таким образом, чтобы к ответственности можно было привлекать не только перевозчика и грузоотправтиеля, но и грузополучателя. В качестве примера он приводит уголовный кодекс, в соответствии с положениями которого лицо, сбывающее награбленные ценности, подлежит наказанию как и сам грабитель.
— Почему в административном кодексе не так? – задаётся вопросом Матягин.
Ответить на этот вопрос никто из собравшихся не смог: приглашенные члены комитета Госдумы по законодательству, депутаты Сергей Иванов и Михаил Емельянов на встречу не пришли.
«Тяжело видеть, как твои деньги смывают в унитаз»
Предприниматель Владимир Бухтияров признался, что перегрузом не занимается с тех пор, как в регионе стали закручивать гайки.
— Штрафы очень большие, – объяснил он. – Я согласен с тем, что нужно бороться с фурами по 50-60 тонн, но у нас всегда перегибы начинаются! Приобрели мы КАМАЗ с прицепом, и в прицеп по закону разрешено грузить 15 тонн зерна, то есть в сумме – 30 тонн. Но я вынужден перевозить лишь 20 тонн, иначе превышаю нагрузку на ось. Условно говоря, перевозка могла бы обходиться мне в 50 копеек, а обходится в рубль.
Владимир Бухтияров поделился «лайфхаком»: он засыпает зерно в переднюю часть кузова. На посту контролёры стучат палкой по кузову, слышат, что он пустой и не загоняют машину на весы.
Предприниматель также считает несправедливым тот факт, что к КАМАЗам с двускатными осями предъявляются такие же требования, как к односкатным иностранным фурам.
— Очевидно, что у российских грузовиков площадь поверхности на оси больше, а давление и вред, причиняемый дороге, меньше, – отмечает Бухтияров.
Оставляет желать лучшего и качество дорог: на региональных трассах оно особенно удручающее. Предприниматель уверен: если бы асфальт клали «не в мизинец толщиной», то перевозчики могли бы возить положенные 30 тонн.
— Тяжело платить налоги, но еще тяжелее видеть, как заработанные кровью и потом деньги смывают в унитаз! – отметил Владимир Бухтияров, сетуя на крошащийся на следующий день после укладки асфальт.
***
Проблемы, обсуждавшиеся на встрече, актуальны не только для зерновозов и перевозчиков сельскохозяйственной продукции. Со штрафами за перевес приходится сталкиваться, пожалуй, всем перевозчикам России: эта распространенная проблема обусловлена многими факторами, в том числе несовершенством оборудования и законодательных норм. Минтранс сегодня ведёт работу над созданием нормативной базы, которая будет регулировать порядок весогабаритного контроля, и механизма, который позволит оспаривать несправедливые штрафы. Но работа эта далека от завершения.
Поэтому представитель Госавтодорнадзора Марат Латыпов порекомендовал предпринимателям, присутствовавшим на встрече, устанавливать на хозяйствах и автобазах весы, чтобы решить задачу хотя бы на своем уровне.
Таким образом штрафов за нечаянный перегруз удастся избежать — если, конечно, системы АСВГК, через которые проедет грузовик, будут работать исправно.