«Они прощупывают общественное мнение»: власти регионов требуют ввести «Платон» на местных дорогах
Всё чаще чиновники предлагают сделать проезд по региональным автодорогам платным для грузового транспорта. Эксперты и перевозчики уверены: рано или поздно это действительно произойдет.
На прошлой неделе глава Минтранса республики Татарстан Ленар Сафин предложил наделить регионы правом взимать с владельцев грузовых автомобилей плату за проезд по региональным дорогам. Двумя неделями ранее с подобной инициативой выступил министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов. Он отметил, что региональные дороги, ведущие к портам и элеваторам, находятся в ужасном состоянии.
— С точки зрения справедливости это правильно: тот, кто наносит ущерб региональным дорогам, – тот и должен этот ущерб компенсировать, – заявил Андрей Иванов, беседуя с журналистами.
А в апреле этого года ввести «Платон» на региональных трассах призвали власти Ленинградской области. Чиновники жаловались на обилие большегрузов, разрушающих дороги транзитного региона.
Следует отметить, что подобные предложения поступают с самого начала работы системы.
В 2015 году ввести региональный «Платон» просили власти Подмосковья, а годом позже идею запуска системы в регионах поддержал министр транспорта Максим Соколов.
Уже тогда многие представители крупных транспортных компаний были уверены в скором распространении системы на региональные дороги. Этого, однако, не произошло. Нынешний глава Минтранса Евгений Дитрих, беседуя с журналистами, заявил, что пока никаких конкретных планов у ведомства нет.
— Многие регионы говорят о том, что для ряда дорог такие решения очень важны. Но поскольку это достаточно серьезная социальная история, мы ее пока никуда не запускаем. Пока только обсуждаются все возможные варианты по этому поводу, – отметил министр.
Издержки и неисправности
Владельцы больших автопарков, логистические операторы и ритейлеры, не рассматривают возможное распространение «Платона» на региональные дороги как глобальный вызов, однако видят в нём определённые риски. Опасения предпринимателей связаны с ростом нагрузки на бизнес. В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) уверены, что издержки перевозчиков будут расти.
— У бизнеса нет понимания, каким будет размер платежа в регионах и где именно его будут вводить.
Но в любом случае, региональная система «Платон» серьезно увеличит издержки перевозчиков, себестоимость доставки и цену товаров для конечного потребителя.
Без введения возможных льгот для добросовестных перевозчиков, например, на уплату транспортного налога, малый бизнес и индивидуальные предприниматели рискуют столкнуться с серьезными финансовыми проблемами, – уверена исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина.
Еще один риск, с которым могут столкнуться перевозчики – некорректная работа системы.
— Если регионы будут самостоятельно выбирать операторов, у перевозчиков могут возникнуть проблемы не меньшие, чем при введении АСВГК, – уверена Ольга Федоткина. – Это неисправности оборудования, отсутствие понятных инструментов обжалования штрафов и прочее. Поэтому мы считаем, что такой проект должен контролироваться на федеральном уровне и иметь единого оператора.
В то же время в СЭЛ отмечают положительное влияние системы не только на состояние федеральных трасс, но и на отрасль в целом.
— Мы видим, что средства направляются в строительство и восстановление дорог, что является серьезным плюсом для отрасли, в том числе, за счет отмены весенних ограничений на федеральных трассах. Система также стимулирует обеление отрасли за счет сбора информации об участниках транспортно-логистического рынка, а это позволяет бороться с нелегальными игроками, – отмечает Ольга Федоткина.
Малый бизнес против
Представители объединений и профсоюзов, членами которых являются небольшие компании и индивидуальные предприниматели, настроены менее оптимистично. Их можно понять: введение «Платона» на региональных трассах МСБ переживал тяжелее, чем крупные игроки.
— В связи с усложнившейся ситуацией порядка 60% членов нашего профсоюза разорились и бросили бизнес, – рассказывает председатель межрегионального Профсоюза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов. – Региональных дорог у нас в 10 раз больше, чем федеральных, поэтому издержки перевозчиков могут возрасти еще сильнее. А чиновникам в регионах это выгодно, поэтому они и делают такие заявления, прощупывая общественное мнение.
Распространение «Платона» на региональных дорогах председатель МПВП считает вопросом времени. Он уверен: система может взять под контроль среднетоннажные грузовики и другой коммерческий транспорт.
— Кнопочка, включающая «Платон» для всех машин, существует в программе. И для автобусов, и для легковых автомобилей: программа писалась на весь подвижной состав, – утверждает Александр Котов.
Эту точку зрения разделяет координатор Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров:
— Мы еще в 2015 году говорили, что стоит только систему запустить, и она распространится по всем дорогам. Вполне возможно, что в обозримом будущем так и случится, – уверен он.
По мнению координатора ОПР, расходы уже зарегистрированных в системе перевозчиков на «Платон» могут возрасти на 20%. Тяжелее всего придётся предпринимателям, которые не пользуются федеральными автодорогами и потому вообще не платят за проезд: для них увеличение издержек станет особенно ощутимым.
— Это будет ужасно, причем не только для перевозчиков, но и для всех остальных граждан России, ведь «Платон» на региональных дорогах приведет к новому витку роста цен, – оценивает нерадужные перспективы Александр Котов.
* * *
Малые и крупные перевозчики по-разному оценивают перспективу распространения «Платона» на региональных дорогах, однако и те, и другие считают её вполне реальной. Кроме того, предприниматели уверены: расширение «Платона» приведёт не только к увеличению их собственных издержек, но и к росту цен практически не все товары, что чревато ростом социальной напряженности. Возможно, именно поэтому Минтранс, некогда поддержавший возможность расширения системы, сегодня занимает выжидательную позицию и не спешит соглашаться с предложениями региональных чиновников.