196128, г. Санкт-Петербург, улица Варшавская, д.9 корпус.1 пом 28Н

Аутсорсинг ВЭД

У российских экспортеров появится «одно окно» для внешней торговли

Законопроекты, регулирующие работу «Одного окна» для экспортеров, должны быть готовы до конца года. Сам сервис заработает в 2020 году. Участников с положительным опытом ждут льготы и преференции, обещают в РЭЦ

Правительство России к концу года должно подготовить законопроекты, закрепляющие за системой «Одно окно», создаваемой Российским экспортным центром (РЭЦ), статус федеральной государственной информационной системы. Сервис для экспортеров, который должен заработать в конце 2020 года, предусматривает электронный документооборот между компаниями и госорганами, в частности, в рамках валютного контроля и таможенного декларирования. Это следует из подписанного 26 июля премьер-министром Дмитрием Медведевым распоряжения правительства. Документ есть у РБК, его подлинность подтвердил источник в аппарате правительства.

Как сообщил РБК гендиректор РЭЦ Андрей Слепнев, до конца этого года появится работающий прототип информационной системы «Одно окно» и входящего в нее «Реестра экспортеров». Полноценный запуск сервиса запланирован на 2020 год.

Законопроекты, регулирующие работу этой системы, должны быть внесены в правительство до декабря. В качестве ответственных исполнителей указаны Минфин, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и Минкомсвязи при участии Банка России и самого РЭЦ.

Как следует из распоряжения правительства, «Одно окно» должно будет обеспечивать взаимодействие подключившихся к системе экспортеров с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в электронной форме. Это делается «в целях контроля за внешнеторговой деятельностью, для предоставления государственных и иных услуг, формирования статистики в сфере экспорта».

Как будет работать «Одно окно»

«Главное преимущество нового сервиса заключается в том, что он позволит из одной точки доступа (личного кабинета экспортера) запрашивать в электронном виде без личного взаимодействия полный перечень услуг и функций органов государственной власти, в том числе контролирующих органов, РЭЦ и иных организаций в сфере экспортной деятельности, снизить трудозатраты, сократить количество бумажных документов, а главное — сэкономить время экспортера», — говорит Слепнев. По его словам, «Одно окно» позволит экспортерам сформировать свой цифровой профиль, круглосуточно подавать заявки на предоставление услуг, получить доступ к аналитике, квалифицированную поддержку специалистов по различным каналам.

Регистрация в системе будет добровольной. Создать свой цифровой профиль и загрузить необходимые документы юрлицу понадобится только единожды. «В дальнейшем компания сможет использовать этот набор документов для отправки в различные органы власти. Как мы предполагаем, система будет обогащаться данными из различных источников, что избавит экспортера от необходимости контактировать с ведомствами лично и неоднократно предоставлять необходимые сведения. Вся история экспортной деятельности будет накапливаться, а это значит, что мы сможем точечно предоставлять аналитику по странам, экспортным нишам, сервис поиска партнера-покупателя, возможность онлайн-обучения и другие сервисы», — пояснил гендиректор РЭЦ.

На базе «Одного окна» будет формироваться реестр экспортеров и профессиональных участников внешнеэкономической деятельности. При соблюдении определенного перечня критериев экспортер с положительным опытом более трех лет будет попадать в реестр профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, для которых планируются льготы и преференции, отметил Слепнев.

Валютный контроль остается, но в электронной форме

Как следует из распоряжения правительства, в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» планируется внести поправки, обязывающие экспортеров, подключившихся к «Одному окну», размещать в системе документы и сведения по совершенным валютным операциям. При этом они будут освобождены от необходимости предоставлять эти документы в бумажном виде по каждой валютной операции органам валютного контроля (ФНС, ФТС, Банк России) и агентам валютного контроля (банкам).

По словам Слепнева, загрузка документов в систему на сегодняшний момент — добровольное решение экспортера. «Однако необходимо понимать, что чем шире будет цифровой набор документов в системе, тем больше возможностей система будет предоставлять экспортеру», — отметил он.

Валютный контроль остается главным ограничением для экспортеров, отмечает директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Александр Кнобель. «Валютный контроль — это тот барьер, который еще действует. И реформирование валютного законодательства — это для экспортеров чувствительный момент, который может значимо сказаться на снижении их издержек», — считает он.

Что касается электронного документооборота, то, по словам Кнобеля, движение в сторону «Одного окна» идет давно, сейчас у многих государственных органов есть сервисы для подачи документов и деклараций онлайн.

Задачи нацпроекта

О планах создать в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» службу «Одно окно», чтобы облегчить деятельность экспортеров, в апреле прошлого года заявлял Дмитрий Медведев. Он заметил, что сейчас экспортерам нередко приходится предоставлять одни и те же документы в различные органы. Через систему «Одно окно» компании «единожды будут предоставлять все документы в электронном виде, а в дальнейшем использовать их для получения услуг, справок и документов», сказал глава правительства.

Согласно паспорту нацпроекта к ноябрю 2020 года система на базе цифровой платформы РЭЦ должна быть введена в эксплуатацию. Сначала система должна будет обеспечивать электронное взаимодействие экспортеров с органами государственной власти в части подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, валютного контроля и таможенного декларирования. Позже, к концу августа 2021 года, должны заработать дополнительные сервисы «Одного окна», включая лицензирование, сертификацию (в том числе сертификат страны происхождения, сертификат здоровья, ветеринарный и фитосанитарный), идентификацию товаров двойного назначения, предоставление субсидий, получение разрешительных документов.

Сейчас Россия занимает общее 31-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business Всемирного банка. Место определяется по совокупности показателей по десяти темам, одна из которых — «Международная торговля», учитывающая временные и финансовые затраты компаний при проведении экспортных и импортных процедур. По данному компоненту Россия находится лишь на 99-м месте.

В «Опоре России» скептически оценивают положительный эффект для экспортеров от «Одного окна». «Такие барьеры, как бумажная волокита и отчеты по валютным операциям, имеют место. Как раз сейчас мы занимаемся этим вопросом и в скором времени готовы будем точно назвать сумму минимального барьера для выхода на зарубежный рынок. Однако если речь идет о барьерах, здесь вопрос не столько в том, что нужно постоянно заполнять документы и отчеты, сколько в том, что требуются высококвалифицированные эксперты в штате на заработной плате — это является постоянной затратой экспортеров на ведение делопроизводства», — заявил вице-президент организации Николай Дунаев.

По его мнению, создание системы «Одного окна» позволит главным образом выполнить задачу «освоения бюджетных средств на создание какой-то очередной продвинутой площадки». «Но до тех пор, пока все промышленные предприятия не будут занесены в Государственную информационную систему промышленности, пока не будут посчитаны все действующие и потенциальные экспортеры, ни одна система не даст даже трети ожидаемого эффекта и тем более не послужит выполнению целей, поставленных в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», — уверен Дунаев.

В качестве основной цели нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» декларируется увеличение экспорта несырьевых товаров в два раза, до $250 млрд, то есть почти на $100 млрд больше, чем в 2018 году.

Куда Вам перезвонить (обязательно)

Как к Вам обращаться

×