«Ехать нельзя, остановиться негде». Режим труда и отдыха признали необоснованным
Минэкономразвития раскритиковало предложенные Минтрансом нормы труда и отдыха для водителей коммерческого транспорта. Чиновники уверены: цифры взяты «с потолка» и нуждаются в обосновании.
1 ноября вступит в силу новая редакция правил дорожного движения. Внесённые в них поправки обяжут всех водителей коммерческого транспорта, включая физических лиц, соблюдать режим труда и отдыха. Контроль над соблюдением будет осуществляться в автоматическом режиме с помощью тахографов. Перевозчикам, нарушающим режим труда и отдыха, будут грозить серьёзные штрафы: до 5 тысяч рублей для водителей и до 50 тысяч для юридических лиц.
Соответствующий законопроект был принят Госдумой в третьем чтении осенью 2018 года, однако на прошлой неделе стало известно, что Министерство экономического развития подготовило на него отрицательное заключение.
Напомним: согласно положениям законопроекта, водители могут работать не более 9 часов в сутки и должны делать перерыв длительностью не менее 45 минут спустя 4,5 часа беспрерывной работы. Суммарное время вождения не должно превышать 56 часов в течении одной недели и 90 часов в течении двух недель.
Что не так с законопроектом о режиме труда и отдыха?
В Минэке отмечают, что соблюдение режима труда и отдыха в некоторых случаях может быть невозможным. В качестве примера представители ведомства приводят условную поездку из Иваново в Москву, которая в среднем длится 4-5 часов.
— Водитель обязан после 4 часов 30 минут сделать перерыв на отдых не менее 45 минут, чтобы проехать оставшиеся полчаса, — цитирует «Коммерсантъ» источника в министерстве. – Указанная остановка может быть затруднительна, например, в случае заторов.
В пути может возникнуть ситуация, когда ехать уже нельзя, а остановиться негде – в случае, если остановка, к примеру, запрещена соответствующими знаками.
В Минэке также отмечают, что предложенные Минтрансом нормы труда и отдыха являются избыточными в отношении уже существующего приказа от 20 августа 2004 года. Кроме того, правила, которые должны вступить в силу в ноябре, Минэк считает необоснованными, ведь транспортное ведомство не предоставило данных о медицинских исследованиях, результаты которых могли бы стать основанием для изменения нормативов.
Заключение министерства звучит категорично: принятый Госдумой законопроект вводит «избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности» и приводит к возникновению необоснованных расходов.
Отказаться от принятия законопроекта уже нельзя, поэтому он будет доработан – по всей видимости, изменения внесут в ближайшее время. В пресс-службе Минтранса отметили, что министерства уже провели согласовательное совещание.
Минэкономразвития не в первый раз обращает внимание на несовершенство законопроектов, регулирующих режим труда и отдыха водителей коммерческого транспорта.
В мае этого года ведомство раскритиковало выполнение 36 приказа Минтранса, обязывающего перевозчиков, работающих внутри страны, оснащать ТС тахографами с блоками СКЗИ. Тогда в Минэке отметили, что приказ транспортного ведомства создаёт препятствия для предпринимательской деятельности, заставляя владельцев транспорта тратить крупные суммы на покупку и установку нового оборудования. В то же время целевые показатели, заявленные Минтрансом (снижение аварийности на 35%) в установленные сроки достигнуты не были.
«Требования доходят до маразма»
Перевозчики и представители профобъединений отмечают, что невозможность соблюдения режима труда и отдыха зачастую связана с отсутствием необходимой инфраструктуры – охраняемых стоянок и других объектов придорожного сервиса.
— Бывает, что от стоянки до стоянки приходится ехать километров 500, а останавливаться где попало водитель не будет, он переживает за свой груз, – рассказывал нам ранее дальнобойщик Виталий Лалетин.
— По правилам нужно отдыхать хотя бы раз в 4 часа, но на некоторых дорогах можно и за 8 часов не найти подходящего места.
— Нынешние требования доходят до маразма, – соглашается президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Ну где я на зимнике буду останавливаться через 4,5 часа и ради чего? Где я на дальневосточных перевалах буду останавливать машину, чтобы не получить 50-тысячный штраф?
Одним из возможных выходов эксперт видит зонирование требований.
— Условия работы в Сибири, на Крайнем Севере (я уж не говорю о зимниках) значительно отличаются от того, к чему привыкли водители в европейской части России. Не те расстояния, не та инфраструктура. Мы предлагаем ввести зонирование, районирование норм труда и отдыха.
Валерий Войтко уверен: опасения Минэка действительно оправданы. Если новые нормы труда и отдыха вступят в силу, то рейсы, на которые у перевозчиков ранее уходило 2,5-3 дня (например, из СЗФО в Поволжье) растянутся на неделю. При этом эксперт полагает, что инициатива Минтранса продиктована вовсе не соображениями безопасности.
— Основная задача РТО в нынешних условиях – снижение скорости доставки грузов. Автомобильный транспорт принудительно опускают к скорости железной дороги, чтобы они могли конкурировать. Автотранспорт для железнодорожников это кость в колесе, которая мешает раз за разом возвращать какие-то отдельные виды грузов на железную дорогу, — считает Валерий Войтко.
Главной же причиной переработок президент ассоциации «Дальнобойщик» видит сложившуюся порочную практику, при которой расчет тарифа (и заработной платы водителя) напрямую зависит от расстояния перевозки.
— Это нехорошо, но так оно и есть, и по-другому в ближайшее время не будет. Переход на почасовую оплату сейчас невозможен, он приведёт к значительному удорожанию автоперевозок. Это плюс для водителей и перевозчиков, но грузовладельцы, производители и ритейлеры, такое удорожание в нынешних условиях просто не потянут, – резюмирует Валерий Войтко.