Минсельхозы США и России вступили в прогнозную битву
Американцы нагнетают пессимизм по поводу экспорта российской пшеницы
Американский Минсельхоз понизил прогнозы по урожаю пшеницы в России на 2019/20 сельскохозяйственный год. Ожидают там и снижения экспорта пшеницы из РФ, а ведь совсем недавно растущие поставки российского зерна за рубеж были чуть ли не главным символом ослабления зависимости страны от экспорта углеводородов.
Хотя американцы уступили России пальму первенства в поставках пшеницы на мировой рынок, мнение их Минсельхоза о видах на урожай в России эксперты рынка ждали с нетерпением. И во вторник Минсельхоз США понизил прогноз экспорта пшеницы из России в 2019/20 сельскохозяйственном году (начался 1 июля) до 34 млн т, что на 1,5% ниже предыдущей оценки ведомства, которая составляла ранее 34,5 млн т.
Американцы также снизили и прогноз урожая пшеницы в России – с 74,2 млн до 73 млн т. Американское сельскохозяйственное ведомство не первый раз проявляет пессимизм по поводу перспектив производства в России зерна и его экспорта, в июле Минсельхоз США уже снижал свой прогноз по российскому экспорту пшеницы на 2,5 млн т, а урожая этой зерновой культуры – на 3,8 млн т.
Что касается предыдущего сезона, то экспорт зерна из РФ в 2018/19 сельхозгоду составил 43,3 млн т, в том числе было экспортировано 35,2 млн т пшеницы. В июле министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев не исключал, что цифра будет скорректирована по итогам расчетов торговли с Евразийским экономическим союзом, но крайне незначительно. По майской оценке Минсельхоза, сбор пшеницы в России должен был составить в этом сельхозгоду 77 млн т, а экспорт – 36 млн т.
Получается, идет значительное сокращение зернового экспорта из России, ведь еще в сезоне 2017-2018 из РФ было экспортировано 53,2 млн тонн зерна, в том числе 40,4 млн тонн пшеницы. Неужели зерновые перестанут быть драйвером не связанного с нефтью и газом экспорта? Ведь именно в этом качестве их представляли во время рекордных урожаев 2017 года, когда. в России собрали 135,5 млн тонн, включая 86 млн тонн пшеницы. В 2018 году урожай зерна в России составил 113,3 млн тонн, подсчитали в Росстате. В июле Минсельхоз прогнозировал, что в 2019 урожай будет на уровне 118 млн тонн.
Более того, в правительстве до сих пор хвалятся тем, что аграрный экспорт в России обгоняет экспорт вооружений. В 2018 году РФ поставила за рубеж сельхозпродукцию и продовольствие почти на 26 млрд долл., сообщил председатель правительства Дмитрий Медведев 22 июля в Курске на совещании, посвященном стимулированию агроэкспорта. «Мы любим сравнивать с тем, что было, а также с экспортом вооружений. Сейчас это сравнение абсолютно показательное», – заявил премьер.
Однако на прошлой неделе Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) сообщила, что экспорт пшеницы и меслина из России в первом полугодии снизился на 45% по сравнению с показателем за аналогичный период прошедшего года и составил 10,6 млн т. В денежном выражении этот показатель снизился на 33,5% и составил 2,3 млрд долл.
Российские эксперты ухудшают прогнозы по темпам экспорта из за плохих погодных условий в некоторых регионах страны, а также обращают внимание на низкие запасы. При этом они не считают, что ситуация с экспортом зерновых из России говорит о закате отрасли.
«В прошлом сезоне Россия осуществила грандиозный экспорт пшеницы – 35,3 млн т по официальным данным и 36,2 млн т оценочно, с учетом скрытого экспорта в соседние Беларусь и Казахстан. В то же время во второй половине прошлого сезона (январь–июнь 2019), в связи с рекордным экспортом в первой половине, уровень вывоза пшеницы сократился. Так что ничего мрачного и трагичного, – сказал «НГ» гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. – В текущем сезоне экспорт пшеницы действительно может немного сократиться, но Россия, при прочих равных, все равно останется крупнейшим экспортером этого товара в мире».
«Снижение объемов экспорта ожидалось давно и не является неожиданностью для участников рынка, – говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. – Основная причина – сверхуспешный предыдущий год: уже в первом месяце сезона за границу было отправлено почти 5 млн т зерна, тогда как раньше экспортировалось не более 3 млн т. В июле экспортировалось около 3,5–3,7 млн т зерна, так что говорить о каком-то бедственном положении преждевременно».
Эксперт отмечает, что в прошлом году ситуация на рынке была крайне волатильная, в том числе и благодаря Минсельхозу США, представители которого не подтвердили ожидания игроков по сокращению посевных площадей в Америке. «Из за этого отечественные производители решили сделать ставку на внутренний рынок и заключили меньше контрактов на экспорт», – объясняет Николаев. Ситуация совершенно рыночная, и уже в следующем году можно ожидать увеличения продаж, считает эксперт.
Руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов обращает внимание на то, что виды Минсельхоза РФ на текущий год лучше результатов 2018/19 сельхозгода и по пшенице (36 млн т против 35,2 млн т), и в целом по зерновым (45 млн т против 43,3 млн т). «К реальности почти наверняка ближе прогноз нашего министерства: оно элементарно лучше осведомлено о ситуации у нас и с урожаем, и с контрактами на поставку», – говорит Удилов. По его словам, американские прогнозные службы в этом году методично режут прогнозы по всем отраслям, так как у них есть директива на всякий случай всюду учитывать фактор возможного, но пока еще чисто гипотетического, снижения темпов мирового роста, потребления, а следовательно, и спроса.
«Прогнозы совершенно не мрачные, 34 млн т пшеницы – это огромный объем, – сказала «НГ» директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда. – Когда в 2017 году экспорт пшеницы из России был 33 млн т, то говорили о рекорде, а тут уже и 34 млн т мало».
Эксперт призывает больше беспокоиться о ценах на мировом рынке. «Вряд ли есть риск, что Россия может потерять позицию крупнейшего экспортера пшеницы и в этом году. Но экспорт – не цель, а средство повышения доходов производителей и стимул производить конкурентную с импортной продукцию для внутренних потребителей, – говорит Шагайда. – Тем более что первое место в мире по экспорту пшеницы мы не вырвали, а нам его фактически отдали: США и на перспективу до 2028 года не прогнозируют рост посевных площадей пшеницы, а вот сои – прогнозируют из за ее большей доходности».
В Минсельхозе России «НГ» пояснили, что снижение темпов экспорта пшеницы за первые 6 месяцев текущего года обусловлено более низким урожаем зерновых в 2018 году по сравнению с рекордным показателем 2017 года (113,3 млн тонн против 135,5 млн тонн).
«В целом по итогам прошедшего 2018/19 сельскохозяйственного года (с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019 года) наша страна экспортировала 43,3 млн тонн зерна, из них 35,2 млн тонн – пшеницы (на 18,5% ниже, чем за прошлый сезон). В настоящий момент Министерство сохраняет ранее озвученные прогнозы по экспорту зерновых в наступившем сезоне 2019/2020 на уровне 45 млн тонн, в том числе 36 млн тонн пшеницы. Пересмотр этих показателей будет возможен после завершения уборочной кампании».
«Снижение прогнозов Минсельхоза США находится недалеко от истины и коррелируется с прогнозами российских аналитических структур, которые предполагали сокращение урожая и соответственно объемов экспорта на 0,5-0,6 млн тонн за счёт учета гибели части урожая, а также снижения спроса на зерновые в результате бума экспорта прошлого сезона», — говорит исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин.
По словам эксперта, фактически сегодня рынок зерна и продовольственных товаров является незначительно перегретым, поэтому сокращение экспорта является состоянием фактически очевидным и ожидаемым.
«Однако не стоит забывать и об открывающихся объёмах на рынке КНР, который в результате торговой войны сокращает объёмы закупки сельхозпродукции у США. Эти объёмы вполне могут быть заполнены российскими продуктами, хотя пока это только на уровне риторики и желаний», — говорит Гелемурзин.
Оценивать тот факт, сыграет ставка правительства на зерно или нет пока преждевременно, считает эксперт. «Совершенно очевидно, что политика сокращения зависимости от нефтяного экспорта – своевременна и крайне важна, однако в идеале хочется увидеть политику сокращения зависимости от сырьевого экспорта и перехода к экспорту производственному», — заключает эксперт.