Старым грузовикам пригрозили «пенсионной реформой»
Думский комитет по промышленности предложил запретить использование коммерческого транспорта, достигшего «…предельных сроков эксплуатации».
В конце июня в нижней палате парламента состоялся круглый стол, посвященный экологическим проблемам автотранспорта. Результатом обсуждения стали рекомендации, направленные в различные министерства зампредом комитета Госдумы по экономической политике и промышленности Альфией Когогиной.
«Коммерсантъ» сообщает, что комитет предложил Минтрансу и Минпромторгу проработать вопрос о запрете автотранспортных средств, «достигших предельных сроков эксплуатации». При этом в рекомендации не содержится конкретных предложений о сроках, которые следует считать предельными и санкциях, которые будут применяться в отношении владельцев старых автомобилей. Впоследствии Альфия Когогина, однако, уточнила, что речь идёт о коммерческом транспорте, грузовом и пассажирском.
На сегодняшний день в российском законодательстве есть всего одно ограничение, запрещающее использование устаревшего транспорта – оно касается автобусов, которые перевозят детей.
Идея о запрете старых грузовиков и автобусов, однако, не нова. Еще в 2013 году Минпромторг подготовил поправки к закону «О безопасности дорожного движения», которые ограничивали предельный возраст коммерческого транспорта и предусматривали вывод из эксплуатации грузовых автомобилей возрастом от 12 до 25 лет. Этот закон, впрочем, до думы так и не дошел.
В ПАО «КАМАЗ» и ПАО «Соллерс» предложение комитета поддержали. По мнению автопроизводителей, обновление автопарков поможет улучшить экологическую обстановку и повысить уровень безопасности дорожного движения.
А вот в Минпромторге, по информации РБК, запрет на использование старых автомобилей сочли недопустимым. Чиновники министерства отметили, что вывод старой техники из оборота должен обеспечиваться экономическими мерами, а у собственников должен появиться стимул для приобретения экологичного транспорта. В качестве такого стимула могут использоваться различные механизмы, например – льготные программы автокредитования.
Эту позицию разделяет председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
— Я являюсь противником запретов, мне кажется, это контрпродуктивно. Надо создавать условия, а не запреты. Когда будут созданы условия, люди сами откажутся от того, что им не нужно, – приводит его слова RT.
Альфия Когогина, в свою очередь, прокомментировала заявления чиновников и отметила, что направленный в ведомства документ является лишь рекомендацией, а не законодательной инициативой. Для того, чтобы стимулировать владельцев коммерческого транспорта обновлять автопарки, она предложила разработать программу, которая поможет собственникам приобрести новые автомобили на льготных условиях.
Грузовики вне закона
Недавно агентство «Автостат» сообщило, что в России насчитывается свыше 1,3 млн грузовиков, произведенных в СССР (т.е. до 1993 года). Если инициатива депутатов будет реализована, все эти машины могут оказаться «вне закона».
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин уверен: запрещать использование старых грузовиков нельзя. Это не только разорит многих предпринимателей, но и создаст другие, неожиданные проблемы.
— Сегодня перевозчики едва сводят концы с концами, а депутаты предлагают запретить старые грузовики. Это безумие. Я много езжу по России и вижу машины, которым 25, 30 лет, старые КАМАЗы, ЗиЛы; зачастую эта техника находится в лучшем состоянии, чем «убитые» трех-четырехлетние тягачи, – утверждает эксперт. – Неужели её нужно сдавать в чермет?
А как быть с ретроавтомобилями, с военными грузовиками, которые участвуют в парадах? Тоже сдавать на металлолом?
По мнению Матягина, старые автомобили необходимо выводить из эксплуатации с помощью специальных экономических механизмов и целевых программ. Президент «Грузавтотранса» приводит пример Японии, в которой правительство выделяет значительные дотации на покупку новых машин.
— У нас есть похожие программы, но только для отечественного транспорта, – объясняет Владимир Матягин. – К тому же выделяемые на них суммы не сопоставимы с поддержкой в других странах.
Предложение комитета по экономической политике и промышленности раскритиковали и другие автоэксперты. Так президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко отметил, что возраст грузовика не всегда говорит о его техническом состоянии и привел в пример машины, работающие в портах и логистических терминалах: пробег у них, как правило, в десятки раз меньше, чем у магистральных тягачей.
Депутат Госдумы, представитель фракции «Единая Россия» Владимир Афонский считает, что возраст автомобиля не является показателем его технического состояния.
— Если владелец автомобиля соблюдает правила технического осмотра… состояние такой машины будет хорошим и через 10, и через 20 лет. Почему он должен расставаться со своим автомобилем просто потому, что прошел какой-то срок с момента его производства? – цитирует депутата портал ФедералПресс.
А зампред комитета СовФеда по экономической политике Сергей Калашников отметил, что предложение о запрете старых автомобилей дискредитирует идею техосмотра.
— Только техосмотр может ответить на вопрос, в каком техническом состоянии находится данный автомобиль, — заявил он, беседуя с журналистами.