196128, г. Санкт-Петербург, улица Варшавская, д.9 корпус.1 пом 28Н

Аутсорсинг ВЭД

«Экспортные контракты под угрозой»

close

РИА «Новости»

Реакция «Транснефти» на предложения Герхарда Шредера касательно поиска решения кризиса с «грязной нефтью» можно назвать неожиданной и странной. Тем более в условиях, когда на карту поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Таково мнение экспертов, следящих за дискуссией вокруг дискуссии «Роснефти» и «Транснефти».

«Транснефть» отреагировала на инициативу Шрёдера

«Транснефть» готова привлечь независимых инспекторов к контролю качества нефти в трубопроводной системе с 2020 года в том случае, если их услуги будут оплачены нефтяными компаниями, заявил RNS официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.

Демин отметил, что в компании ознакомились с обращением главы совета директоров «Роснефти» Герхарда Шредера «О комплексных мерах по повышению контроля качества в системе магистральных трубопроводов». В нем говорится о необходимости ежедневного контроля качества нефти независимыми сюрвейерскими организациями.

«Г. Шредер, также, как и специалисты компании «Транснефть», обеспокоен ненадлежащим контролем качества нефти в местах ее сдачи. Только он считает, что вместо нашего предложения об операционном контроле на не принадлежащих компании 150 пунктах приема нефти, необходимо ввести контроль качества независимыми сюрвейерскими организациями для осуществления ежедневного мониторинга», — сказал Демин.

«Это очень интересная идея, и если нефтяные компании действительно готовы это профинансировать, то можно предложить нефтяникам в рамках заключаемых договоров с компаниями на транспортировку на следующий год включить этот пункт», — отметил Демин.

По его словам, «Транснефть» имеет опыт работы с сюрвейерами на трубопроводе «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), но стоимость их услуг более чем на порядок выше расценок отечественных лабораторий,

«Но если для нефтяников в конечном счете сработает, как любят говорить в «Роснефти» «мультипликативный эффект», кто станет возражать?», — сказал Демин.

Он отметил, что идея создания нефтяными компаниями «банка качества нефти» — это то, что «Транснефть» предлагает последние лет десять.

«Со своей стороны, мы могли бы этому «банку» для взаимных расчетов нефтяников по сдаваемому сырью, представлять данные диспетчеризации. И тогда, на добровольной основе, нефтяные компании могли бы платить или получать друг у друга премии за поставку более качественной нефти в систему», — отметил представитель «Транснефти».

Демин пояснил, что, например, по данным «Транснефти», «Роснефть» сдает в год около 20 млн тонн высокосернистой нефти, а «Сургутнефтегаз», сдавая малосернистую нефть, получает на свой завод в Киришах сернистую нефть Urals.

«Соответственно «Сургуту» надо будет доплатить разницу в стоимости. И если нефтяники, тем более пользуясь данными независимых сюрвейеров, организуют такую работу, транспортная компания «Транснефть» наконец снимет с себя вопрос качества. Как, например, железная дорога», — подчеркнул он.

Демин также прокомментировал предложение Шредера об ужесточении нормативных требований к качеству нефти и изменении предельного содержания хлорорганических соединений до уровня не выше 1 ppm.

«Особую обеспокоенность у меня вызвало упоминание в письме невозможности председателю СД «Роснефти» получать информацию, как я понимаю и в собственной компании, и из-за этого обращаться за ней в открытые и не всегда достоверные источники. Вероятно, этим продиктовано следующая идея Г. Шредера о ужесточении нормативных требований к качеству нефти и изменении предельного содержания хлорорганических соединений не выше 1 ppm (с лета этого года норматив уже изменился с 10 ppm на 6 ppm)», — сказал Демин.

По его словам, специалисты «Транснефти» не видят проблемы в транспортировке нефти с содержанием хлорорганики менее 1 г на тонну – «на объектах компании растворители с ХОС не используются».

«Но вот, что в «Роснефти» скрывают от собственного председателя совета директоров. В 2018-2019 годах при приеме нефти в систему магистральных трубопроводов от обществ группы «Роснефти» значения ХОС доходили до 8 ppm на приемно-сдаточных пунктах: Похвистнево, Серные Воды, Языково, Покровка, Муханово, Карская, Чекмагуш и др.). При этом и Г. Шредеру, и общественности транслируются заявления от имени компании о неприменении химреагентов с органическими хлоридами при добыче. Одновременно на сайте госзакупок компании «Роснефть» легко найти лоты, в том числе и за 2019 год, на покупку сотен тонн хлорорганических растворителей. Хотя может это для мытья посуды в столовой?», — сказал Демин.

Демин отметил, что «Транснефть» готова предоставить для публичного ознакомления информацию о качестве транспортируемый нефти, если такое решение примут грузоотправители.

«Подавляющее большинство договоров по требованию грузоотправителей носит конфиденциальный характер. Если на совете директоров «Роснефти» по инициативе Шредера будет принято соответствующее решение – все эти договора можно будет незамедлительно предоставить для публичного ознакомления», — сказал он.

Демин напомнил, что большинство НПЗ было введено в эксплуатацию задолго до введения на законодательном уровне ограничений по хлорорганике на уровне в 10 ppm в 2001 году.

«Все нефтеперерабатывающие предприятия группы «Роснефть» построены в прошлом веке и рассчитаны на переработку сырья более «жестких» качественных характеристик… Вероятно, норма в 1 ppm была бы актуальна для дальневосточного НПЗ – ВНХК, но его еще не построили… И как заявила сама «Роснефть» — уже не построят», — сказал представитель «Транснефти».

По его словам, особую поддержку вызывает идея Шредера о борьбе с мини-НПЗ — «самоварами». В частности, о недопущении слива мазута, полученного на мини-НПЗ под видом нефти, на приемно-сдаточных пунктах. По мнению Демина, речь может идти, например, о таких компаниях, как «Нижневартовское НПО», «Стрежевский НПЗ», «Пурнефтепереработка», «Ванкорнефть» и «Северная нефть».

«Но здесь Г. Шредер зря переживает. Вопрос с ними будет автоматически решен после начала работы независимых сюрвейеров на пунктах приема «Роснефти», т.к. все перечисленные заводы входят в группу «Роснефть» и сдают ненужные фракции после переработки (мазут) на приемные пункты нефти этой же группы», — заявил Демин.

Он добавил, что «Транснефти» хотелось бы, чтобы в качестве сюрвейеров были привлечены представители известных мировых компаний.

«Хотелось бы, чтобы это были представители известных мировых компаний, а не учрежденных, например, ННК (во главе с Худайнатовым), которая согласно решению суда, не аффилирована со структурами «Роснефти». Полагаю, бывший канцлер Германии мог бы пригласить для этой работы в России настоящих немцев», — заключил Демин.

«Роснефть» опровергла обвинения советника президента «Транснефти» Игоря Демина, которые он сделал от имени компании, по поводу направленного премьер-министру РФ обращения Герхарда Шрёдера, назвав их «неприемлемыми по сути и неуважительными по форме».

Ситуация с загрязнением магистрального нефтепровода «Дружба» хлорорганическими соединениями создала острые проблемы в обеспечении европейских потребителей качественным нефтяным сырьем и продуктами его переработки.

«До сих пор, ни Деминым, ни кем бы то не было из «Транснефти», не дан внятный ответ на принципиальные вопросы, касающиеся загрязненной нефти: что стало первопричиной загрязнения; кто причастен к замене качественной нефти на суррогат; что происходит и будет происходить с 5 млн тонн суррогата поставленного вместо законтрактованной нефти; существует ли согласованный с поставщиками и потребителями план мероприятий по ликвидации последствий загрязнения нефти и предотвращению аналогичных инцидентов в будущем», — отмечается в заявлении «Роснефти».

Сложившаяся ситуация привела к тому, что Европа в настоящее время лихорадочно прорабатывает все альтернативные возможности получения нефти, констатирует доктор экономических наук Михаил Делягин.

«Просто не потому, что случилась авария, авария бывает у всех, а потому что реакция «Транснефти» на аварию свидетельствует о ненадежности ее как партнера», — констатировал он.

«И на этом фоне крайне уважаемый представитель западноевропейского бизнеса Герхард Шредер, который сделал очень многое для развития российско-европейских отношений, предлагает вполне вменяемую систему мер, усиленный контроль. Проблема даже не в том, что «Транснефть» не справилась и что она больше не будет так делать. Проблема в том, что в это должен поверить западный потребитель», — говорит Делягин.

Однако, вместо содержательных ответов внимаю европейских потребителей предлагаются чуть ли не личные оскорбления, сокрушается эксперт.

Инцидент с «Дружбой» дал все козыри в руки европейским сторонникам активной диверсификации поставок энергоносителей в Европу, замечает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

«В ЕС давно говорят о чрезмерной зависимости от российских нефти и газа, и теперь, когда весь мир убедился в том, что «Транснефть» не имеет надежных инструментов гарантий качества сырья, не приемлет идей о введении мировых стандартов контроля качества», — поясняет она.

«Все это позволяет странам Европы форсировать реализацию альтернативных проектов по поставкам нефти в ЕС. И ряд стран, например, Польша, уже заявили о своем намерении ускорить процесс диверсификации поставок», — подчеркивает Косарева.

Вместо практического решения проблемы «Транснефть» отчего-то решила вступить в конфликт с Герхардом Шредером, который, кстати, предложил разумные меры, анализирует ситуацию гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«План компании по очистке трубы, по сути, сводится к идее подмешивать суррогат к чистой нефти. То есть качество сорта Urals будет снижаться. А значит, будет снижаться и его цена по отношению к эталонному Brent. Потери бюджета составят порядка 500 млрд рублей – это оценка Fitch. И возможно эти потери еще увеличатся, потому что непонятно, когда рынок восстановится», — рассуждает Мухин.

По его словам, под угрозой оказываются, по сути, все экспортные контракты.

«Как мы с таким качеством будем выполнять международные нормы? С 1 января, например, вступает в силу новый регламент ООН по судовому топливу. Как мы сможем ему соответствовать?» — задается вопросом политолог.

В свою очередь, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский вспомнил, что в настоящее время вступают в силу более жесткие европейские регламенты по содержанию хлорорганических примесей.

«Связано ли это с загрязнением? На мой взгляд, да. Конечно, можно сказать, что Европа заботится о снижении выбросов и т.д, но, в первую очередь, на мой взгляд, ускоренное принятие этих регламентов связано с этим скандалом», — говорит он.

Ущерб будет исчислять миллиардами, уверен Кричевский: и это при том, что еще неизвестна сумма исков. «Непонятно, какую долю рынка мы потеряем – но диверсификация поставок будет однозначно. Как сегодня происходит с природным газом. Ну и, в-третьих, будет дисконт к цене», — отмечает Кричевский.

Необходимо восстановить престиж России как надежного поставщика нефти, настаивает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев.

«Герхард Шредер предложил некоторые шаги. Первый шаг — ввести международный аудит нефти, поступающей в систему «Транснефти». Второе, что он предложил, это организовать ужесточение требований к качеству нефти с нынешних 6 ppm до 1 ppm. Довести фактически до международного стандарта», — напоминает он.

Была ли первая реакция «Транснефти» на предложения Шредера проявлением эмоций или это сознательная и продуманная позиция компании, очевидно, станет известно в ближайшее время. «Газета.Ru» будет следить за развитием ситуации.

Куда Вам перезвонить (обязательно)

Как к Вам обращаться

×