Страховой сыщик: детективы займутся мошенниками
В России страховые детективы могут получить новые полномочия. Они смогут заниматься сбором доказательств по совершенным преступлениям. Страховщики жалуются, что в этом году урон от мошенников превысил 6 млрд рублей. Но компании сами стремятся отказать клиентам в выплатах — поэтому последним тоже приходится идти в суды, говорят юристы. Полномочия страховых детективов должны быть четко прописаны в законе, беспокоятся они.
Центробанк поддерживает введение института страховых детективов. Об этом рассказала во вторник, 3 декабря, директор департамента страхового рынка Банка России Екатерина Адашева.
«Очевидно, что для каждой из стадий предотвращения или уже расследования случаев страхового мошенничества важна хорошая доказательная база. Сейчас идет широкое обсуждение возможности введения института страховых детективов. Мы позитивно относимся к становлению этого института», — заявила представитель ЦБ на конференции «Барьер-2019».
Страховые детективы есть и сейчас. Их число не превышает тысячу человек на всю Россию, и это очень мало, отметил в беседе с «Газетой.Ru» вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов.
Они работают по закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Однако у детективов часто нет необходимых полномочий, чтобы фиксировать факты или собирать доказательную базу.
На законодательном уровне понятия «страховой детектив» сейчас нет, и, похоже, и не будет.
В готовящемся отдельном законопроекте о частной детективной деятельности, который в скором времени будет внесен в Госдуму, такой юридический термин не появится, рассказал «Газете.Ru» депутат Госдумы РФ Анатолий Выборный. Но в законе о частных детективах будет прописана детально услуга по установлению фактов и причин наступления страхового случая, добавил депутат. Ранее законодателями планировалось внести документ в ГД до конца осенней сессии, то есть до 19 декабря.
По словам депутата, в крайнем случае он будет внесен в январе. Так, по плану по документу должны пройти еще общественные слушания с бизнес-сообществом, но остается всего лишь 15 дней.
«В настоящее время детектив есть, а вот особых полномочий у него нет. Это большая проблема», — сказал Выборный.
Из-за этого результаты работы детективов не имеют того юридического статуса и силы, который они должны иметь, поясняет он. Так, после изменений в законе они смогут направлять запросы в органы власти, другие общественные организации, проводить внешний осмотр транспортного средства и так далее, рассказал Выборный.
Речь в данном случае идет о наделении таких специалистов дополнительными полномочиями по сбору доказательств правонарушений, добавляет вице-президент ВСС. Сейчас у страховщиков нет прав для запроса нужной им информации.
Даже письменное объяснение о том, как произошел страховой случай, они нормально не могут получить, сетует Ефремов. Заниматься оперативно-розыскной деятельностью могут лишь сотрудники правоохранительных органов.
В ВСС считают, что должно быть две инстанции, которые бы поделили расследования по крупным и мелким мошенничествам.
В компетенцию страховых детективов должны входить случаи, в результате которых были причинены крупные убытки.
Большую часть правонарушений занимают мелкие мошенничества. Ими бы могли заниматься созданные в страховых компаниях службы расследований, продолжает Ефремов. По его словам, 70% всех правонарушений приходится на частных лиц, а не организованные группы преступников.
«То есть это бытовые страховые события, когда идет приписка по страховому случаю в пределах 50-100 тыс. рублей. Детективы [в организациях] не будут этим заниматься, это неэффективно», — говорит Ефремов.
ˆˆУщерб от мошенников в 2019 году превысил 6 млрд руб.ˆˆˆ
В Уголовном кодексе РФ есть специальная статья 159.5 «Мошенничество в сфере страхования». Самая жесткая санкция, предусмотренная ей, — лишение свободы до 10 лет. Но количество возбужденных уголовных дел не так много, указывают «Газете.Ru» в Союзе страховщиков.
Например, в 2018 году в правоохранительные органы было подано более 13 тыс. заявлений от страховых компаний о признаках мошенничества, а уголовные дела были возбуждены лишь по 1 тыc. из них.
Всего за девять месяцев 2019 года страховщики подали более 9 тыс. заявлений в полицию о признании таких мошенничеств. Около 20% этих заявлений перешли в уголовные дела, говорит представитель ВСС.
За тот же период ущерб в денежном выражении от мошенничеств со страхованием превысил 6 млрд рублей, рассказал Ефремов.
Суммы страховых возмещений действительно завышают, особенно в сфере автострахования, признает адвокат Московской коллегии адвокатов «Межрегион» Алексей Трофимов.
«Однако сейчас многие страховые действуют по принципу «выплачу минимум или откажу», рассчитывая, что те, кому важно, — пойдут в суд и докажут, что их требования обоснованы. Они не боятся судебных процессов, для них это в худшем случае просто отсрочка платежа», — говорит он.
Страховые компании всячески стараются занижать суммы, которые взыскиваются, указывает и юрист, преподаватель РАНХиГС Андрей Некрасов. «Чтобы отстоять выплаты, гражданам приходится бороться и проводить независимые экспертизы», — говорит он.
В этой ситуации появление страховых детективов может быть расценено как еще один способ запугивания людей, чтобы они не защищали свои права и не боролись за увеличение компенсаций.
«Если идею [появления института страховых детективов] не извращать, то борьба со страховыми мошенниками должна быть выгодна и для страховщиков и для страхователей – за счет снижения выплат мошенникам размер страховой премии для добросовестных страхователей тоже должен снизиться», — считает между тем советник международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов.
По словам руководителя практики уголовного и административного права НЮС Амулекс Алены Зеленовской, в законе необходимо четко определить требованиям к кандидатам на данную должность.
«Так или иначе эти полномочия будут касаться конституционных прав граждан. Если перечисленные параметры будут строго регламентированы, то простым гражданам не стоит опасаться негативных последствий», — резюмирует юрист.