Помощник Кремля: что сможет сделать Орешкин на новом посту
Экс-министр экономического развития Максим Орешкин имел в штате 13 помощников-заместителей, а теперь назначен помощником президента РФ. Он по-прежнему будет отвечать в стране за экономический рост и считает возможным поднять его до 2% ВВП. Для реального улучшения благосостояния россиян этого маловато, но для продолжения карьеры на новом посту вполне достаточно.
В пятницу, 24 января, стало известно о переходе бывшего министра экономического развития Максима Орешкина на работу в Кремль. Он стал помощником президента России. Это стало самым предсказуемым назначением. Эту должность Орешкину прочили сразу после того, как правительство ушло в отставку.
Функционал экс-министра в Кремле также очевиден. Хотя еще официально не определен. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, полномочия Орешкина (как и еще двух назначенцев — Владимира Мединского и Дмитрия Козака) будут распределены не позднее 27 января.
«Я пока возьму паузу и не буду вам ничего говорить о распределении, кто чем будет заниматься», — прокомментировал Песков.
Пресс-секретарь добавил при этом, что у Орешкина, по всей видимости, будет практически тот же функционал, что и был у Андрея Белоусова, который до назначения в правительство первым зампредом работал помощником президента по экономическим вопросам.
То есть Орешкин будет теперь главным ответственным в стране за экономический рост, хотя формально за это отвечает правительство.
Чиновник возглавлял Минэкономразвития с 30 ноября 2016 года по 21 января этого года. Он был назначен министром после того, как его предшественник Алексей Улюкаев был задержан и впоследствии осужден на восемь лет.
Ночи длинных ковшей не будет
На посту министра Орешкин запомнился как молодой перспективный управленец. По крайней мере, откровенно одиозных решений, как у Максима Решетникова, пришедшего на место Орешкина, у него не было.
Имя Решетникова, напомним, занимавшего в 2016 году должность руководителя столичного департамента экономической политики и развития, связывают с «ночью длинных ковшей», когда в Москве были снесены десятки торговых павильонов, признанных якобы самостроем.
Впрочем, при Орешкине также принимались неоднозначные решения, так статистическое ведомство, формально считавшееся независимым, окончательно перешло в подчинение Минэкономразвития.
В итоге разногласий в прогнозах между Минэком и Росстатом стало меньше и экономический рост в министерских сводках стал убедительнее, точнее, стал выглядеть убедительнее.
ВВП постоянно рос: в 2016 году — на 0,3%, в 2017- м — на 1,8%, в 2018 — м — на 2,5%. Но к концу карьеры Орешкина в правительстве кривая роста экономики по итогам 2019 года ушла вниз, составив 1,3%.
При этом другой важнейший показатель — индекс потребительских цен — при Орешкине планомерно снижался.
Но для чиновника тема инфляции всегда была только лишним поводом для разногласий с Центробанком. Как известно, ЦБ, в отличие от Минэка, не в ответе за экономический рост в стране. А за инфляцию в ответе. В итоге ЦБ зажал рост цен, но слишком дорогой ценой. Через поднятие стоимости денег это привело к сворачиванию кредитования в банковском секторе.
Орешкин был категорически против жесткой кредитной политики главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной.
На новом посту Орешкину придется «быть над схваткой» — то есть искать баланс между либерализацией ключевой ставки ЦБ, кредитованием и ростом цен на товары и услуги.
С Центробанком министр расходился и в оценке уровня закредитованности россиян. Он видит в этом угрозу стабильности. Но ЦБ, наоборот, не считает рынок потребкредитования перегретым. Орешкин настаивает на том, что если ЦБ не ограничит потребкредитование, Россию в 2021 году ждет рецессия.
Если это случится в самом деле, то Набиуллина ничего не потеряет, а главный по экономике в РФ может лишиться должности. При этом его возможности влиять на экономику или хотя на политику ЦБ весьма ограничены.
«Изменение должности Орешкина не окажет влияния на политику ЦБ РФ», — скептичен Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер».
Остаться «фаворитом Путина», как оценил Орешкина Bloomberg, помощник президента сможет при условии, что сбудется его же собственный прогноз по росту ВВП. Он возможен в этом году на уровне 2%, утверждал он. И обещал сделать все возможное, чтобы это сбылось. И далее рост должен быть все выше и выше.
При этом официальный прогноз, заложенный в бюджет, — 1,7%. Этой разницы в 0,3% Орешкину хватит, чтобы сохранить пост. Хотя никто не отменял цель, обозначенную президентом, — расти не ниже мировых темпов, то есть 3,5% в год.
Правда, в те времена, когда Крым еще не был в составе России и не были еще введены санкции Запада против России, Кремль ставил задачу обеспечить рост ВВП в 5%.
Перетряска правительства ради ВВП
Но о такой роскоши сейчас остается только мечтать. И маловероятно, что перетряска правительства и новые назначения в Кремле кардинально смогут изменить экономику. Хотя частичные улучшения возможны.
«В составе нового правительства мы видим рост числа эффективных менеджеров, что позволяет рассчитывать на разрешение проблем с «пробуксовкой» финансирования нацпроектов, ускорения их имплементации и появления реальных эффектов поддержки роста экономики», — говорит Покатович.
Импульс со стороны госинвестиций может дать кратковременный эффект, и это позволит экономике РФ в 2020 году вырасти на 1,5-2%, добавляет эксперт.
Тем временем более значительное ускорение экономического роста в этом году видится маловероятным. Те меры социально-демографической поддержки, которые были обозначены в послании президента,
не смогут в этом году переломить слабый потребительский спрос, без чего значительный рост ВВП невозможен.
Усиление внимания к социальной сфере со стороны государства экспертам видится необходимым. Однако процесс выхода уровня жизни населения из зоны стагнации будет длительным, а реальное восстановление потребительского спроса можно будет увидеть только ближе к 2022 году.