«Езда без маски запрещена»
Коронавирус спутал карты дальневосточным предпринимателям. Возить фрукты и овощи из Китая в Россию стало сложнее – зато у перевозчиков леса работы прибавилось.
Разбушевавшийся в Китае коронавирус эксперты называют серьёзной угрозой для мировой экономики. Затянувшиеся из-за карантинных мероприятий новогодние каникулы уже сказались на логистических потоках внутри Китая: попавшая под удар эпидемии провинция Хубэй на месяц приостановила грузовое железнодорожное сообщение с другими регионами страны.
В конце января Россия закрыла автомобильное сообщение с Китаем. Десятки фур, везущих продовольствие в Россию, оказались заперты в Поднебесной, а цены на помидоры и огурцы в магазинах Амурской области, Приморского края и других приграничных регионов поползли вверх. Из-за этого местные власти были вынуждены разрешить проезд грузовиков на некоторых пропускных пунктах. Однако цены на товары, поставлявшиеся из Китая, остаются повышенными – отчасти из-за ажиотажного спроса, а отчасти из-за политики крупных ритейлеров, по собственному решению отказавшихся от импортной продукции.
— Перебои были только с овощами и фруктами, а лес как шел, так и идёт, – рассказал нам председатель Профсоюза перевозчиков Приморья Пётр Куприянов. – Компании, которые возят пиломатериалы, даже остались в плюсе.
Раньше те, кто отпускал лес, нашим перевозчикам говорили так: мы вас грузить не будем, мы будем ждать китайцев. А сейчас в связи с коронавирусом китайские машины сюда не пускают, и лес стали возить наши грузовики.
На китайской стороне гостиницы и столовые закрыты, но машины у нас большие, можно и в кабине переночевать. Поэтому наши перевозчики доски в связи с этим немножко в плюсе. А у тех, что занимаются овощами и фруктами, есть определенные финансовые потери.
Предприниматель Андрей возит в Китай российские товары, в основном продовольствие: кондитерские изделия, муку, растительное масло, алкоголь. Он доставляет груз в пределах 180 километров от границы.
— Конечно, раньше в это время года было немножко живее. Но и сейчас оживление пошло потихоньку. Китайцы как бегали, так и бегают, только теперь все в масках, – рассказывает перевозчик. – Из мер предосторожности только маски, их носят все без исключения. Даже управление транспортным средством без маски запрещено: штраф 100 юаней.
Российским водителям, работающим в Китае, по долгу службы приходится вступать в контакт с китайскими гражданами – сотрудниками таможни, дорожной полиции и предприятий, на которых происходит выгрузка и погрузка. По словам Андрея, контроль в последние недели стал более строгим: у россиян проверяют температуру, на таможне приходится заполнять анкеты.
— Нас предупреждают, что нельзя с этим делом шутить, просят соблюдать меры предосторожности, – объясняет Андрей.
– Машины на китайской стороне обрабатывают очень тщательно, но их там и до вируса хорошо обрабатывали. А у нас… у нас одна церковь стоит у пункта пропуска в Суньке
(так местные называют приграничный город Суйфэньхэ) и вторую хотели сделать, но вроде как денег не хватило.
СМИ, однако, сообщают, что дезинфекционные мероприятия проводятся и на российской стороне. Например, журналист «Рупора Москвы», побывавший на пункте пропуска в Хэйхэ, заснял санитарную обработку прибывшего из Китая большегруза.
— На сегодняшний день обработка кабины производится препаратом Медилис-Дез, который не вреден для человека, но убивает вирусы и бактерии. Обеззараживание производится дезинфектором в маске, способом орошения обрабатываются все поверхности в кабине машины, – рассказывает сотрудница пропускного пункта.