196128, г. Санкт-Петербург, улица Варшавская, д.9 корпус.1 пом 28Н

Аутсорсинг ВЭД

АПВГК. Кому в Минтрансе мешает «равномерное прямолинейное движение»?

По информации ассоциации «Дальнобойщик», более 80 пунктов автоматического весового контроля не соответствуют требованиям федерального законодательства. Но вместо того, чтобы демонтировать их и отменить штрафы, чиновники хотят «узаконить» допущенные в ходе строительства нарушения.

О новой инициативе Минтранса подписчикам своего YouTube-канала рассказал координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. 

В комментариях к сюжету о Костроме наши коллеги рассказали, что снятые в начале весны автоматические весы снова восстановлены. Эта информация прямо связана с темой обсуждения, которое сегодня ведётся в рабочих группах и комиссиях относительно нового порядка осуществления весогабаритного контроля. 

119-й приказ Минтранса и поправки к нему

119 приказ Минтранса определяет порядок осуществления весогабаритного контроля. Принят он был в 2018 году. Время идёт, техника и методика меняются, возникает необходимость внесения изменений и корректировок в нормативные документы. Именно это и происходит со 119 приказом.

Сейчас в работе согласительных комиссий находится проект приказа Минтранса, определяющего порядок осуществления весогабаритного контроля. Не скажу, что меняется там очень многое, но ряд изменений, в том числе и принципиального характера, в этом документе присутствует.

Базовое требование первой, изначальной версии 119-го приказа – 250 метров без помех для движения перед АПВГК.

Скриншот: www.garant.ru

Как я понимаю, на момент появления автоматических весов никакой особой ангажированности вокруг них не было. По всей видимости, Минтранс, проконсультировавшись с производителями оборудования, ввел требование: на протяжении 250 метров перед АПВГК должно обеспечиваться равномерное прямолинейное движение транспортного средства. Никаких рывков, торможений, вихляний по дороге из-за имеющихся впереди помех – светофоров, переездов и прочего. Ничего этого быть не должно, потому что датчики выдают корректную информацию только в случае прямолинейного, равномерного движения машины.

Однако затем началась бюрократическая свистопляска. Осенью прошлого, 2019 года свет увидели поправки, дополнения. В некоторых вариантах предлагаемых изменений речь шла об уменьшении этого расстояния с 250 до 50, а то и до 25 метров. И вот здесь мы возвращаемся к теме Костромы.

Существующая дислокация конкретного поста автоматического весогабаритного контроля не отвечает требованиям 119 приказа. Значит, пост надо снимать. Однако информация о том, что уменьшение требуемого расстояния обсуждается в Минтрансе, находится в открытом доступе. По всей видимости, местные деятели решили, что если такие изменения готовятся, то у них «всё сходится». Другого ответа на вопрос, почему закрытый пост снова реанимировали, у меня нет.

С чем связана свистопляска с этими цифрами (250, 50, 25 метров)? Много лет назад Росдормониторинг устами господина Угарова на всех круглых столах и конференциях рассказывал, что по дорогам РФ более 40% грузового транспорта едет с перегрузом от 30%. Понятно, что эта информация разжигала не совсем здоровый аппетит у владельцев дорог, в первую очередь региональных. 

Представьте их ход мыслей: треть машин ездит с перегрузом, каждую можно штрафовать на 200, 300, 400 тысяч рублей – какие бабки! Сейчас поставим комплекс и будем зарабатывать.

Сегодня ситуация выглядит несколько иначе. По данным Счетной Палаты, число перегрузов составляет около 9% от общего количества грузового транспорта. В отчете СП отмечается, что большая часть этих машин – это те, кого мы называем «идейными перегрузчиками»: самосвалы (песок, щебенка), лесовозы, перевозчики сельхозпродукции.

И всё: бизнес-проект «автоматические весы» оказался не таким шоколадным, как планировали. Это, очевидно, было воспринято весовщиками с тоской и печалью. Судя по всему, такой ход мысли присущ чиновникам из многих регионов. На одном из оргкомитетов, где обсуждались поправки к 119 приказу Минтранса, была озвучена цифра – не соответствует требованиям 119 приказа свыше 80 АПВГК. То есть более 80 постов размещены с нарушением требований федерального законодательства.

Чиновники открыто плюют на законы и нормативные акты, но от «народонаселения» требуют их беспрекословного исполнения.

Ведь если здраво, объективно оценивать деятельность региональных чиновников в плане установки автоматических весов, можно заметить массу нарушений, плавно перетекающих в криминал. Получается, что наплевав на требования федеральной нормативной базы они закопали в асфальт миллионы рублей. В зависимости от региона, монтаж такой системы стоит от 15 до 25 миллионов. Если выясняется и подтверждается, что дислокация комплекса, поставленного вопреки требованиям 119 приказа незаконна, следующий шаг – признание незаконными всех штрафов, которые им выписаны. То есть к миллионам рублей за монтаж комплекса присоединяются десятки миллионов рублей выписанных ими незаконных штрафов. Цифры на кону стоят совсем нешуточные. Только этим и объясняется нездоровая суета вокруг «расстояния прямолинейного движения».

Возникает вопрос – а откуда берутся эти цифры? Появление 250 метров понятно и обосновано, но почему говорят о 100, 50, 25 метрах? Чиновники отвечают: мы делали запрос, нам ответили что это нормально. Кому делали запрос? Местным дорожникам. Ага: поставили кота сметану охранять.

До сего момента мне неизвестно ни об одном тесте, ни об одном эксперименте, подтверждающем, что уменьшение расстояния не окажет существенного влияния на достоверность показаний датчиков автоматического взвешивания. Не было таких исследований!

В своё время, когда нам предложили принять участие в обсуждении поправок и исправлений в порядок осуществления весогабаритного контроля и когда мы увидели цифру в 25 метров, все было абсолютно понятно и очевидно.

Такие действия сотрудников Минтранса по проталкиванию интересов региональных дорожников и владельцев региональных комплексов могут быть объяснены только двумя причинами. Первая – некомпетентность чиновников, что имеет место быть. Вторая – возможное наличие коррупционной составляющей, когда федеральные чиновники за мзду малую или большую пытаются помочь своим региональным коллегам.

Мы написали об этом и о том, что в случае, если обоснованные претензии перевозчиков не будут приняты во внимание, мы оставляем за собой право обращаться в прокуратуру. Необходимо в каждом регионе, где выявлены посты, установленные с нарушениями, проводить полномасштабные расследования и выяснять: кто, как и на каком основании давал добро на разбазаривание средств.

С финансированием работ по установке комплексов АПВГК в регионах тоже полная каша. Нам рассказывают красивые сказки о том, что бюджету это ничего не стоит, строительство ведется на средства частно-государственного партнерства, на деньги инвесторов. Но как только возникают вопросы о передислокации, переоборудовании, об исполнении каких-то новых требований – начинается Плач Ярославны: у бюджета денег нет. Чьи это посты? На какие деньги они построены? Счётная Палата должна выразить своё отношение к происходящему и дать ответ на этот вопрос. Действительно ли это инвесторы или затраты бюджета?

Не за сохранность дорог они бьются, а за свои деньги. И это самое паскудное в сложившейся ситуации…

Количество штрафов уменьшается. И если владельцем комплекса является инвестор, который рассчитывал на стабильный доход, извлечь его он может лишь одним способом – путем фальсификации данных. То, что мы называем «накрученными весами» и «левыми штрафами». И здесь задача уже для Следственного Комитета. Понимаете, какой клубок противоречий и нарушений законодательства мы видим на одном простом примере – поправках о расстоянии равномерного прямолинейного движения до датчиков?

Вопрос «кто кого?» остаётся открытым. Делайте ставки – а жизнь покажет. 

Куда Вам перезвонить (обязательно)

Как к Вам обращаться

×