Деньги под колеса: россияне скупают подержанные автомобили
Остановить прослушивание
close
Виталий Тимкив/РИА «Новости»
Дефицит на рынке новых автомобилей, а также желание сохранить рублевые сбережения подтолкнули россиян к покупке подержанных автомобилей — спрос на них растет, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, сообщает в своем исследовании сервис «Авто.Ру». Поддержанные машины сохранят свою привлекательность для автомобилистов, в то время как рынок новых автомобилей ожидает резкий спад после удовлетворения отложенного спроса, полагают эксперты.
В июле зафиксирован высокий интерес россиян к объявлениям о продаже автомобилей на сайте «Авто.ру» (принадлежит интернет-поисковику «Яндекс»), сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании. Всего за июль интерес к подержанным автомобилям вырос на 17% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, сообщил представитель классифайда.
В лидерах по числу звонков следующие регионы: Санкт-Петербург и Ленинградская область (спрос в обоих субъектах вырос на 24%), Красноярский край (+17%), Нижегородская область (+17%), Москва и Подмосковье (рост в обоих регионах поднялся на 16%), Краснодарский край (+14%).
В целом во втором квартале 2020 года спрос на подержанные автомобили в России сократился на 4% по сравнению с первым кварталом, и на 11% по сравнению с тем же периодом 2019 года, отмечают в «Авто.ру». Год к году сильнее всего спрос снизился в Самарской (-50%), Нижегородской (-45%) и Челябинской областях (-36%). При этом, Москва и Петербург с пригородами показали небольшой рост.
Ажиотаж на рынке поддержанных автомобилей подогревается июньским бумом продаж и возникшим следом дефицитом на рынке новых машин — кому не хватило новых автомобилей, ушли на вторичку.
В июле этого года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), россияне купили 142 тыс. новых легковушек, что на 7% превышает результат 2019 года.
Столь значительные показатели июля, по мнению председателя комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, связаны с отложенным спросом, возникшим во время приостановки деятельности дилеров в период карантина. В «Авто.ру» также убеждены, что спрос на автомобили во многом подогревается отложенными желаниями граждан.
«Также влияние оказало и ожидание скорого роста цен и падения рубля: автомобиль остается популярным способом спасти деньги от снижения их покупательной способности. При этом дилеры испытывают дефицит машин и поднимают цены на текущий склад», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе «Авто.ру».
Аналитики портала отмечают, что основным каналом выкупа автомобилей с пробегом для дилеров всегда был «трейд-ин» (продажа старого автомобиля дилеру вместе с покупкой нового). Однако летом 2020 года он фактически остановился — главным образом из-за сократившихся поставок новых автомобилей и скачкообразного спроса на них. В результате дилеры вынуждены выкупать автомобили с пробегом напрямую с рынка, не рассчитывая на компенсацию от производителя в рамках сделок по «трейд-ин».
В то же время сокращение поставок подержанных автомобилей к дилерам отразилось и на перекупщиках. Ранее дилеры сбывали им наименее ликвидные автомобили.
«Теперь перекупщики также испытывают дефицит машин и выкупают те, что есть, по рыночной цене. Все это приводит к росту цен. Судя по всему, снизятся они только к концу сентября, когда начнутся поставки новых автомобилей дилерам», — объяснил представитель «Авто.ру».
На рынке новых машин держится высокий спрос, но проблемы с доступностью автомобилей практически по всем маркам сохраняются, рассказали «Газете.Ru» в ГК «АвтоСпецЦентр».
«В связи с этим можно предположить, что результаты продаж в августе будут не такими высокими как в июле. Что касается осени, то дефицит сохранится до октября, так как поставки новых автомобилей ожидаются не раньше конца сентября, поэтому ожидать высокий уровень продаж не стоит — машин просто не будет», — говорит руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина.
Неопределенности на рынке добавляет и ситуация с ужесточающимися требованиями в рамках специнвестконтрактов (СПИК), считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Переход на бальную систему оценки локализации автомобильных производств в России и привязка к баллам объема госкомпенсаций отрицательно влияют на инвестиции в эти производства, полагает он.
«В нашем автопроме в очередной раз смена государственных правил игры совпала с кризисом, в предыдущий раз это было в 2015 году, когда у всех автопроизводителей из-за падения рубля в формулах расчета локализации поплыли показатели, поскольку были привязаны к валютам. Сейчас снова рубль падает, неминуемо падает локализация, а следом за этим правительство снижает компенсации. Конечно, это вносит нервозность и даже русским компаниям не играет на руку», — резюмировал Ифанов.
Ажиотажный спрос на новые автомобили будет удовлетворен до конца года, за этим последует снижение рынка, считает Ифанов. В то же время подержанные машины сохранят свою привлекательность для автомобилистов, полагает он.