От частника до федерала. Как перевозчики экономят топливо и сколько денег им удаётся сохранить
Сегодня многие транспортные компании делают ставку на сокращение топливных расходов. Какие меры позволяют сэкономить на горючем и насколько они эффективны для небольших автопарков и частных предпринимателей?
Одна из основных статей расходов перевозчиков – затраты на обновление автопарка. Сравниться с ними могут затраты на топливо, которые составляют от 30% до 50% от общей суммы расходов транспортных компаний. Оптимизация расходов на топливо стала особенно актуальной после резкого роста цен на дизель и бензин, произошедшего в 2018 году.
Флагманами внедрения экономичных методик и технологий сегодня являются крупные автопарки, компании федерального уровня, и это неудивительно. Когда речь идёт о сотнях и тысячах грузовиков, даже несколько литров топлива, сэкономленного за неделю одним водителем, могут сохранить для владельца компании миллионы рублей в годовом выражении.
Это, конечно, не значит, что небольшим фирмам и индивидуальным предпринимателям не стоит задумываться об экономии горючего.
Частник, владеющий единственным грузовиком, не сможет сэкономить миллион, но сохранить несколько десятков (а возможно и сотен) тысяч рублей ему по силам.
Что для этого нужно сделать и как подсчитать выгоду от внедрения тех или иных мер?
Экономичное вождение
Многие транспортные компании, стремящиеся сократить расход топлива, делают ставку на экономичное вождение. В России проходят конкурсы и соревнования, на которых водители демонстрируют своё мастерство, проходя тестовые маршруты на груженых автопоездах и расходуя при этом менее 27 литров дизеля на 100 километров пути. Разработкой учебных программ занимаются производители грузовиков – как иностранные, так и отечественные.
О правилах экономичного вождения знают многие, но используют их на практике далеко не все.
Выбор оптимального скоростного режима зависит от типа транспортного средства и его загруженности. Водителю необходимо научиться «чувствовать» грузовик, поэтому лучше всего, если обучение будет проходить без отрыва от производственных условий, на технике, на которой сотрудникам приходится работать каждый день.
Многие водители знают о приёмах экономичного вождения, но не используют их из-за отсутствия стимула. Фото: newsbel.by
Основа экономичного вождения – прогнозирование дорожной ситуации и планирование своих действий. К примеру, подъезжая к светофору с горящим запретительным сигналом бережливый водитель отпустит газ заранее и подъедет к нему по инерции, не нажимая на педаль тормоза – как раз к тому моменту, когда красный свет сменится зелёным.
Еще один важный прием, который необходимо применять как можно чаще – движение накатом. Оно помогает сберечь топливо при спусках. Перед подъёмом в гору следует разогнаться, а вот включение пониженной передачи наоборот может привести к повышенному расходу горючего. Нюансов много, и в рамках одной статьи их не разобрать.
Обучение водителей экономичной езде – не такое затратное дело, как может показаться на первый взгляд. Конечно, при наличии средств можно доверить организацию обучения профессионалам. Но при должном энтузиазме обучение можно организовать самостоятельно: благо, материалов и пособий в интернете предостаточно.
Немаловажный факт: экономичное вождение – это вождение аккуратное и безопасное. Оно не только экономит топливо, но и снижает аварийность.
Техническое состояние автомобиля
Стоит отметить, что на расход топлива влияет не только манера вождения, но и техническое состояние грузовика. Особенно часто к перерасходу приводит низкое давление в шинах: за ним нужно внимательно следить, эта обязанность должна лечь на плечи водителей.
Еще один совет, актуальный скорее для водителей-частников и небольших транспортных компаний: не стоит увлекаться тюнингом. Дополнительные спойлеры, фонари и бамперы выглядят красиво, но на аэродинамику влияют отрицательно.
Хозяин этого грузовика, безусловно, гордится своим любимцем… и не жалеет денег на топливо. Фото: buspiter.ru
Телематика
Современные системы спутникового мониторинга позволяют отслеживать не только местоположение грузовика, но и его скорость, а также расход топлива. Использование таких систем дисциплинирует водителей: строгий учёт дизтоплива значительно сократит число пережогов и исключит возможность хищений.
По данным компании Michelin, внедрение телематики позволяет сократить затраты на топливо на 20%.
Для автопарка из 60 большегрузов это примерно ₽4,7 млн. Стоимость оборудования и абонентской платы при этом составит ₽1,25 млн; таким образом, уже в первый год перевозчик сохранит более ₽3 млн.
Телематика также позволит отслеживать эффективность вождения каждого конкретного водителя. «Ударников» можно будет премировать, а отстающих отправить на дополнительное обучение: это прибавит сотрудникам мотивации и заставит серьёзнее отнестись к экономии топлива.
Совместить внедрение телематики с обучением водителей – наиболее эффективная стратегия: эти меры органично дополнят друг друга и приведут к ощутимой экономии горючего.
Правильный выбор шин
Огромное значение на расход топлива влияет правильный выбор шин. Современные энергоэффективные решения не только экономят горючее, но и обладают повышенной ходимостью: сочетание этих преимуществ позволяет сохранять сотни тысяч рублей.
Одно из лучших экономичных решений, доступных на сегодняшний день – грузовая шина MICHELIN X MULTI ENERGY – уже используется многими автопарками и экономит деньги их владельцев.
Сколько денег сэкономите вы, если «переобуете» свой парк в новые шины Michelin? Посчитайте с помощью специального калькулятора – это совсем несложно.
Подробно об экономике владения энергоэффективными шинами будет рассказано в следующем материале.