Саратовские грузоперевозчики просят не отменять ЕНВД
Отмена единого налога на вмененный доход может привести к массовому закрытию компаний, занимающихся грузоперевозками.
Такой прогноз дал ИА «Взгляд-инфо» предприниматель, глава комитета ТПП Саратовской области по транспорту Юрий Хилюк.
Отметим, с 1 января 2021 года ЕНВД отменяется, а налогоплательщики должны перейти на другие системы налогообложения – патентную, упрощенную или общую.
Этот переход, считает Юрий Хилюк, существенно увеличит нагрузку на большую часть предприятий отрасли, и так пострадавшей от пандемии.
По его словам, общая система, при которой ведется полный бухгалтерский и налоговый учеты, приемлема только для крупных компаний. Тогда как малые предприятия просто не в состоянии содержать бухгалтера.
Для таких грузоперевозчиков не подходят и оба вида «упрощенки»: по налоговой базе «доходы» ставка составляет 6%, а по «доходы минус расходы» – 15%.
«Шесть процентов — это колоссальные деньги. Из расчета три грузовика я плачу 16 тысяч рублей ЕНВД в квартал, с уменьшением на страховые взносы получается около 8 тысяч. Если при нормальной работе я буду платить 6% от вала, получится около 200 тысяч рублей в квартал. Такой скачок – от 8-ми до 200 тысяч. Я такую нагрузку просто не потяну», — сказал наш собеседник.
Он добавил, что не может воспользоваться и вторым вариантом УСН, поскольку «при большой оборотной части очень маленький доход».
Что же касается патента, то это система, по мнению Хилюка, еще толком не проработана и вызывает массу вопросов, причем ответов на большинство из них пока нет.
«Патент действует на всей территории страны, но договор на перевозку должен быть заключен в Саратове – так мне объяснили наши налоговики. Я их спросил, как быть в том случае, если я повез груз, например, во Владивосток, а там я заключил договор на разовую поездку, чтобы не возвращаться порожняком? «Надо там купить патент», — сказали мне. Получается, я доехал до Хабаровска – перевез груз, а оттуда мне надо ехать в Читу и опять придется брать патент, в Чите снова надо брать патент, чтобы перевезти груз, например, в Омск. Мне что, надо купить 85 патентов по числу субъектов РФ? – недоумевает Хилюк. — В нынешнем виде патент он нарушает наше конституционное право на свободу передвижения и оказания услуг по Российской Федерации. То есть он действует только на субъект».
По его словам, оптимальный выход – это сохранение ЕНВД на ближайшие 2-3 года, «пока не закончится ситуация с пандемией и ее последствиями».
Впрочем, есть и другой вариант поддержки отрасти – снижение ставки УСН по доходам, что вправе сделать областное руководство.
«Мы предлагаем для определенных отраслей, как это сделано в ряде регионов, снизить ставку по УСН с 6% до 1%. Региональный бюджет от этого не пострадает. По действующему законодательству, регион может понизить до 1% — тем более есть для этого предпосылки. Получится хороший переход от ЕНВД к другим системам налогообложения. И это будет помощь государства, помощь области в сохранении бизнеса, привлечении инвесторов, потому что при таком раскладе сюда потянутся инвесторы, и деньги придут к нам, в область. От этого я вижу только плюсы.
Если оставить 6%, то люди просто закроются. Нас выживут, а сюда приедут перевозчики из других регионов. В Татарстане, например, у предприятий по 1-2 тысячи машин. Наши люди потеряют работу, регион потеряет в доходах — деньги уйдут в другие регионы. Филиалы крупных иногородних компаний будут обслуживать область, а мы будем в стороне стоять», — обрисовал эксперт перспективы отрасли.
Это мнение разделяет сопредседатель профильного комитета ТПП, член общероссийской общественной организации «Объединение перевозчиков России» Алексей Калдихин.
В последние годы ситуацию в отрасли нельзя было назвать благополучной, а отмена ЕНВД, по его мнению, может привести к уничтожению малого бизнеса.
«Это абсолютно безграмотный подход, по нашему мнению. Во-первых, тяжелый год был – коронавирусная инфекция внесла свои коррективы. Во-вторых, санкционное давление усиливается год от года. Экономика настолько проседает, что мы, транспортники, уже порядка 3-4 лет работаем на грани рентабельности.
Объемы перевозок уменьшаются, но гораздо больше сказывается сокращение операционной денежной массы в стране. Грузы есть, и их надо везти, но заказчики не готовы платить пропорционально нашим расходам. Если в 2014 году автопоезд стоил порядка 4 миллионов рублей, то сейчас — около 10 миллионов рублей. Соответственно, в 2,5 раза выросли амортизационные расходы, дорожают запчасти, топливо.
Мы понимаем, что на ЕНВД не удержаться всю жизнь. Мы согласны на «упрощенку», но она должна быть в размере 1%. Мы предлагаем переходный этап – как минимум один год, а лучше 3 года со ставкой 1%. Патент вообще надо вновь создавать. В нынешнем виде он просто все заблокирует. Параметры оценки, по которым он будет рассчитываться, абсолютно оторваны от действительности. Нужно создавать новую методику с учетом тех параметров, которые существуют в реальности, а не выдуманных и не притянутых за уши.
Сейчас экономика просто лежит, и если мы не сможем продавить эти ставки, то, соответственно, убьем себя.
А что делать с теми, кто занят в этой отрасли? Это не только транспорт, но и автомойки, торговля запчастями, автосервисы, придорожные кафе и так далее. Они окажутся на улице, и для них нет других рабочих мест», — поделился своей точкой зрения Калдихин.
Сейчас перевозчики готовят обращения к руководству области и уполномоченному по защите прав предпринимателей в РФ Борису Титову, в которых изложат свои предложения по спасению отрасли.
«В пятницу из Москвы приедет советник уполномоченного Антон Свириденко, и эту всю информацию мы до него донесем», — сообщил агентству Юрий Хилюк.