«Как нас постепенно загоняют в нищету». Взгляд из грузоперевозок
Автор видеоблога «Перевозчик 116», предприниматель из Казани Константин подвёл неутешительные для малого бизнеса итоги уходящего года.
Перед началом зимы хочу подвести итоги уходящего года с точки зрения мелкой предпринимательской деятельности. Я провёл анализ за 11 месяцев: часть клиентов у нас ушла, кто-то пришёл, и просели мы почти на 15%. Чья вина? Не знаю: может, мы еще не перестроили модель работы с заказчиком, но даже по прибыльности наша маржинальность упала на 1,5-2%, так что всё идёт к сужению.
В 2008 году нас немножко стрессануло, но мы быстро выкарабкались, и после кризиса в целом по стране пошел хороший рост – открылось много мелких компаний, люди поняли, что пока государство занято разборками наверху, можно крутиться и вертеться, зарабатывая деньги. 2014 год случился таким, потому что рано или поздно такой год должен был случиться. Гайки стали закручивать и к 2014 году дошли до «мелочи», до экспедиторов с оборотом 100-150 млн рублей в год и до перевозчиков с 10-20 машинами. В 2018 году налоговикам стали интересы организации с годовым оборотом 30-50 млн рублей, об этом мне рассказал знакомый, работавший в налоговой.
Почему так происходит? В сентябре этого года СМИ сообщили, что собираемость налогов упала на 23%. Тогда я сразу подумал: сейчас начнётся.
В 2006 году любой, кто хотел заняться бизнесом и мало-мальски разбирался в своём деле, мог добиться успеха. В 2014 году для этого стали требоваться усилия, а в 2017-2018 годах – сверхусилия. В 20-х годах я не понимаю, каким образом нужно вести свой бизнес так, чтобы работать не на плошку супа, а зарабатывать и содержать семью.
Любую новость я воспринимаю в штыки. Что бы государство для поддержки бизнеса не делало, это всегда оборачивается ущербом для предпринимателей. Общаясь с коллегами, я часто слышу, что мы выживаем вопреки сложившейся обстановке: всё играет против бизнеса, нас считают барыгами и мошенниками.
В этом году государство решило поддержать предпринимателей. Нам звонили и предлагали воспользоваться льготами. Уже в мае я понимал, что если нам что-то выдадут, то потом сдерут три шкуры. Вот мы и получили отмену ЕНВД, которое решили отжать полностью. Согласитесь: это вполне вменяемый режим, и если бы его хотели просто оптимизировать, то могли бы «подрезать» по максимальному обороту.
Мне не нужны патенты. Тем более что в каком-то из регионов патент на одну большегрузную машину стоит 200 тысяч рублей. Кто разбирается в перевозках, поймёт: это запредельная цена!
Чиновники, не понимая сути бизнеса, задирают такие цены, а потом говорят: мы поддерживаем бизнес, покупайте машины!
Недавно меня вызвали в налоговую, начали копаться в документах за 2017 год по одному из контрагентов. Милая заместитель руководителя районного отделения объясняет:
— Вот этот контрагент работал с другим, а другой с третьим, который не платил НДС. Может, его надо исключить? Вы подумайте недельку, мы вас штрафовать пока не будем!
Теперь нам придётся убрать контрагента и доплатить НДС. В 2017 году по этой организации прошло порядка 40 миллионов рублей. Понимаете, насколько всё хреново по собираемости, если начали поднимать документы трёхлетней давности по таким компаниям?
Второй вызов в налоговую я пока проигнорировал. В том же 2017 году мы отгружались трубой из Казани, прибыль была хорошая – порядка 25 тысяч с заявки (140 клиентская и 115 мы ставили перевозчику). В день отгружали одну-две машины. Клиент был сладкий, но немножко долбанутый – сводил отчетность так, что на производстве постоянно выходил убыток. Нас по этому поводу стали трясти. Я психанул и сказал: или работаем через вот эту организацию, удлиняем цепочку, чтобы меньше трясли, или совсем не работаем. Коса нашла на камень, клиент ушел, а я успокоился. И вот сейчас меня вызывают уже как физическое лицо, для дачи показаний: что и как было в 2017 году.
Легче не станет. Если вам кажется, что дела плохи, но вы выкарабкаетесь – готовьтесь к тому, что будет еще хуже.
В 2016 году я мог позволить себе весной и осенью выделить на семью 200 тысяч, чтобы слетать куда-нибудь отдохнуть. Сегодня с тем же и даже большим оборотом я себе этого позволить уже не могу. Налоги выросли, а конкуренция ужесточилась: старички, оставшиеся на рынке, стали «зубастыми».
Стало больше мошенничества, в том числе со стороны экспедиторов. Жду, что в январе и феврале будет «кинуто» большое количество перевозчиков – такой всплеск всегда происходит в начале года.
На нас будут давить – потому что у нас пока еще есть, что отнять. Это можно понять по той же отмене ЕНВД. Была интересная новость о том, что в будущем году может вырасти ултильсбор. К тому же, хотят ввести дополнительное страхование, которое наложат на работодателей. А наши республиканские власти проталкивают проект о распространении «Платона» на региональные дороги. Гаечки крутят, и те, кто сейчас работает, понимают, что всё катится в тартарары.
Я думаю, что 2021 год будет хуже 2020 еще процентов на 10. Мы с вами можем снизить аппетиты, а те привыкли жрать, сожрали все большое и теперь взялись за мелких предпринимателей. Сдохнем мы, появятся новые, а мы пойдем работать в дальнобой и будем получать 70 тысяч, проезжая по 15-16 тысяч километров в месяц и не видя семью.
Я начинаю просчитывать доходность у людей, которые уже выкупили сцепки с учетом налогов. Даже у них работа просто уничтожает технику.
А техника к тому же дорожает. Смотрим YouTube и видим: КАМАЗ-4308 раскупают прямо с конвейера. Может, у людей теплится надежда, что где-то что-то да получится. Покажите мне схему, как на пятитоннике, который выкуплен из пятилетнего лизинга, можно что-то заработать! Это невозможно. Только если присосаться к какому-нибудь госконтракту и ездить на определённом направлении, по определенным ставкам и с определенными откатами.
Мой родной дядька в 90-х годах выкупил КамАЗ, шаланду. Он всю жизнь работал только за наличку, у него был такой принцип – никаких организаций, ни копейки нашему государству. Мозговитый мужик понимал: если есть сегодня возможность зарабатывать, надо зарабатывать, потому что рано или поздно эту возможность отнимут. Наличка – архаичный подход, но он имеет право на жизнь. Хотя ставки сейчас такие: если платят 100 тысяч с НДС, то без НДС это будет 82-83 тысячи, а наличку вам предложат в районе 73. Сможете ли вы отбить эту дельту?
Почему я ною и рассказываю об этом? Потому что мне тяжело даётся работа, особенно работа перевозчика. Как экспедитору мне более-менее нормально, но когда я начинаю смотреть на свой оставшийся транспорт, то понимаю, что если у тебя нет той золотой (не бронзовой, не серебряной, а именно золотой!) жилы, из которой можно что-то вытаскивать – заработать тебе не дадут. Поднимут цены на ГСМ, транспортный налог, включат региональный «Платон». Не удивлюсь, если еще и лицензирование введут – придётся платить за то, что мы работаем.
Недавно НДФЛ подняли на 2% для тех, кто зарабатывает больше 5 млн рублей в год. Много это или нет? Я считаю, что люди, зарабатывающие около 5 миллионов – это средний класс. Они могут позволить себе нормально путешествовать, содержать семью, растить не одного-двух, а трех-четырех детей. Но нам сказали: средний класс – это те, кто зарабатывает 18 тысяч в месяц. Вы на эти деньги проживёте – и семью накормите, и детей обучите…
Я не унываю. Всё будет отлично, прорвёмся, но усилий в сравнении с 12-13 годами придётся приложить на порядок больше. Спасибо за внимание и терпение!
Источник