«Если водитель хочет напиться, он напьётся»
Как перевозчики теряют клиентов из-за проблем с алкоголем
О поисках пропавших грузов и водителей предприниматель из Казани Константин рассказал подписчикам своего канала на YouTube.
У нас, в грузоперевозках, происходит много всякой ерунды. Самое неприятное, что только может случиться с экспедитором и перевозчиком – потеря заказчиков, клиентов. Часть таких ситуаций происходит из-за «синьки». Либо запой посреди рейса, либо водитель запил когда загрузилась машина, либо что-то еще. Я отобрал три случая из нашей экспедиторской практики, в которых принимал участие (не в плане распития, а в плане разгребания последствий), и хочу вам о них рассказать.
Случай первый
Грузили мы одного нашего очень хорошего заказчика из Москвы в Мурманск, везли запчасти, три машины. Водителей предупредили, что на выгрузке всё очень строго: выгружаться нужно одновременно, на объекте носить каски и ботинки, а еще там будут «продувать» (проверять на алкоголь). Мы всегда об этом говорили водителям, да и на загрузке до них доносили эту информацию.
Машины приезжают на выгрузку, водителей начинают «продувать». Одна машина проходит нормально, а у двух оставшихся показывают 0,3-0,4 промилле. В тот день их не разгрузили, сказали – пока алкотестер не покажет ноль, мы вас на территорию не пустим. Разгрузились только на следующий день.
Водители объяснили, что они из одного города, нашли общие темы для разговора и хорошенько посидели, навернули самогончика. Водителей редко «продувают» на выгрузке, поэтому несмотря на предупреждение, с утра они решили заехать…
Меня по таким вещам в целом стараются не теребить, но на этот раз в курс дела поставили. Алкогольное опьянение ситуация серьёзная, потому что пьяный дальнобойщик – это не дальнобойщик.
Сложно назвать дальнобойщиком человека, который хорошенько выпивает, а потом едет разгружаться. Значит, у него отсутствует понимание, что реакция будет заторможенной, и если вдруг что-то произойдет, он пойдет под статью с отягчающими обстоятельствами.
Случай второй
Везли на четырёхметровой ГАЗели бочки из Казани в Уфу для ключевого клиента. Ехать недалеко, сегодня загрузился – завтра должен быть на месте. ГАЗель загрузилась и пропала.
У нас были сканы паспорта водителя, я посмотрел прописку и поехал по этому адресу. Встретил родителей: папа оказался специфичным, видимо, был под каблуком у мамы, которая со мной и разговаривала. Она сказала, что сын у неё красотулечка, не пьёт и не курит, и поехал он в рейс, работать.
Мы вели беседу с мамой несколько дней, пытались выяснить, что могло произойти и где может быть машина. Специально отправили наш ГАЗон по всему маршруту, чтобы посмотреть, не было ли ДТП, нет ли машины на штрафстоянках. А вдруг на самом деле что-то случилось? В бочках были какие-то реагенты для асфальтовых смесей, стоили они конских денег. Были бы продукты, можно было бы с ними попрощаться, а бочки – ну даже если их кто-то выбросит, можно найти и вернуть обратно.
Я ездил к маме чуть ли не каждый день: каким-то образом у неё появлялась новая информация о местонахождении сына. Дескать, он где-то сломался и ремонтируется. Она сказала нам, что машина находится в Алексеевске (ПГТ под Казанью): мы объездили весь посёлок, но ничего не нашли. Я понимал, что происходит что-то не то. Телефон водителя был то выключен, то включен, но трубку он не брал…
Мне за этот поступок до сих пор немножко стыдно, но, вернувшись из Алексеевска и приехав к его маме в очередной раз, я психанул. Сказал: вы понимаете, что если мы сегодня законными методами вопрос не решим, то завтра он будет решаться по-другому?
— То, что вы нам говорите не соответствует действительности! Я не могу постоянно гоняться туда-сюда, предоставляйте информацию!
На следующий день мне позвонил какой-то мужчина и сказал: меня ваш водитель попросил перегрузить груз в свою ГАЗель, сейчас я привезу его на место погрузки, пожалуйста, примите груз. Когда машина приехала на погрузку, водитель начал требовать у меня деньги: тот, кто передал ему груз, сказал, что за перевозку заплатят. А мне в час пик вечером физически не добраться до загрузки и не проверить, тот ли это груз… ситуация была на грани мошенничества, но я всё-таки сбросил деньги на карту и груз был благополучно возвращен.
Случай третий
Сколько работаешь, не перестаешь удивляться поступкам людей, с которыми встречаешься. Водитель с АТИ, нормальная рега, пять звёзд, частник, ИП, машина на нём. Догруз – неопасная химия (в полуприцепе ванны и душевые кабины). Я люблю такие специфичные грузы, потому что вероятность потери или кражи практически сводится к нулю, а за продуктами и металлом нужно смотреть внимательно.
Груз идёт на Крым. Отправляем машину – и она пропадает. День дозвониться не можем, два не можем… прозваниваем рекомендации – всё отлично! Машина из Чувашии, из небольшой деревни. Я срываюсь, еду туда. Приезжаю и вздыхаю с облегчением: фура на месте, рядом с домом. Стучусь в двери, выходит в дюбель пьяный водитель.
— Я одного понять не могу. Ладно, у нас груз недорогой. Но тебя же сейчас за эти ванные и душевые кабины убьют! Ты чего вообще?
— Ну, вот так получилось!
Ему из Казани нужно было ехать на юг, в сторону Крыма, а он поехал на север. Видимо, посчитал деньги за рейс и решил заквасить. Он говорит:
— Я дико извиняюсь, завтра ехать не могу: допиваю. А послезавтра приду в себя и поеду в рейс!
То есть у человека дни расписаны наперёд: он столько-то дней пьёт, потом отдыхает и возвращается к работе.
И что мне делать? Перегружать груз в другую машину? С другой стороны, он же пообещал его довезти – хотя с людьми, которые пьют запоями, договариваться ни о чем нельзя. На следующий день телефон был выключен (это вообще типичное для пьяного человека поведение – отключить телефон и жить по своим алкогольным законам). Но потом он всё-таки позвонил и сказал, что приходит в порядок. А через день он действительно отправился в рейс и доставил груз с опозданием на двое суток, получил штрафных санкций на две тысячи рублей. Заказчику ситуация не понравилась, но в целом всё удалось разрулить.
Помню еще один случай: заказали контейнер, машина загрузилась, доехала до первой же стоянки и водитель запил на пять дней. На шестой день за контейнером приехала другая машина. Заказчик заплатил огромный штраф и частично переложил его на нас. Мы проработали с ним еще полгода, а потом он у нас ушел: это была потеря.
Подводя итоги
Алкоголь – один из главнейших факторов, приводящих к ДТП, а для экспедиторов это вторая по частоте причина потери заказчиков (первая это внутренние проблемы, когда не получается правильно выстроить логистику и вовремя подать машину).
Что бы ты ни делал, как бы ты ни проверял водителей – от этого не застраховаться. Кто-то начинает бухать в первом рейсе и продаёт колёса, а кто-то отлично работает первые месяцы, а потом срывается на одну-две недели.
Синька – зло, но синька постоянно идёт рядом с дальнобоем. Конечно, жизнь у водителей сложная: комфорта минимум, стоянки плохие, кафешки дорогие. Это тяжелая работа, и в алкоголе водители находят расслабление, которое затягивает их и приводит к таким неприятным вещам.
На собеседованиях одна из лучших фраз, которую может сказать водитель – это «я пью только дома» или «я вообще завязал». Это для нас, перевозчиков, одно из главных преимуществ, дающих надежду, что все будет в рейсе нормально и человек, который будет рулить, тебя не подведёт.
А бороться с алкоголем сложно, потому что это зло, которое очень трудно проконтролировать. Ну как с ним бороться? По видеосвязи за водителем следить? Не поможет: если человек хочет напиться, он всегда найдет способ это сделать.