Застрявшие на границе дальнобойщики вынуждены доплачивать за трассу
В пункте пропуска «Чернышевское — Кибартай» на границе с Литвой грузовые машины по-прежнему стоят в долгих очередях.
По данным портала системы бронирования EVIS на 16:00 2 января, проезда в Россию ожидают более 70 фур. Время в очереди составляло от 12 часов.
«Лично я стоял в очереди полтора суток. Я проехал только потому, что купил бронь у литовцев — есть такая услуга бронирования очереди. Но люди, которые там до сих находятся, стоят уже больше двух суток. И получается так, что мы не успеваем на выгрузку. То есть мы подводим людей: нам выставят претензию, штраф. И теряют от этого не только перевозчики, но и область: если есть срывы поставок, для чего тогда предприятиям из России сотрудничать с организациями Калининграда?», — говорит водитель-дальнобойщик Виталий Рыбаков.
Напомним, заторы на литовской границе усилились в воскресенье, 31 января. 1 февраля глава комитета региональной Торгово-промышленной палаты по транспорту Леонид Степанюк в разговоре с РБК Калининград объяснил это сбоем в литовской таможенной базе. Но водители уверены, что проблема связана с работой российской таможни.
«У литовцев на одну машину уходит около пяти минут. Но наши работают очень медленно. Эта проблема тянется на протяжении прошлого года.
Когда таможенники заступают на ночь, у них есть практика, что двое сотрудников работают, а остальные трое идут спать. У нашей таможни, мы узнавали, по протоколу 1993 года есть норма — 80 машин. Но в те годы все заполнялось вручную, а сейчас у них стоят компьютеры. Так что, нормы эти уже устарели, система прогнила», — заявляет Рыбаков.
Областная таможня считает такую оценку некорректной. По словам руководителя пресс-службы регионального управления Оксаны Ивановой, норма пропуска выше, чем описывает водитель, и та перевыполняется.
«С 9:00 вчерашнего дня до 21:00 на выезде из России оформлено 113 грузовиков. С 21:00 до 9 утра еще 78 грузовиков. А въехали в РФ с 9 утра до 21:00 вчерашнего вечера 108 грузовиков и с 21:00 до 9 сегодняшнего утра 92 грузовика. Это усиленный режим», — сообщила Оксана Иванова.
Складываем одно с другим и выходит, что за минувшие сутки на пункте «Чернышевское» пропустили 191 грузовик из РФ и 200 из Литвы. Получается, что на пропуск одной машины российские таможенники тратят около семи минут. В то же время, по данным портала EVIS, через пункт пропуска «Кибартай» за минувшие сутки прошло всего 157 машин.
«Еще момент. Перед оформлением у литовцев мы должны заехать в накопитель. В нем бесплатное время ожидания полтора часа. Если не укладываемся, мы должны заплатить 12 евро за накопитель. За следующие сутки в накопителе также нужно заплатить, это закон Литвы», — рассказал водитель-дальнобойщик Виталий Рыбаков.
Кроме того, добавил он, из-за очередей приходится доплачивать за дорогу: один день стоит 13 евро [181 рубль — прим. РБК Калининград]. Если за сутки водители не выехали из Литвы, что случается нередко, то они обязаны продлить оплату, иначе — штраф.
Глава комитета региональной Торгово-промышленной палаты по транспорту Леонид Степанюк 2 февраля подтвердил, что очередь на «Чернышевское — Кибартай» сохраняется со стороны Литвы. В тоже время, он предпочитает не винить в этой проблеме только российскую сторону:
«Мне трудно утверждать, из-за нашей это таможни или литовской: данных нет. Но со стороны Литвы в Белоруссию тоже очередь — почему? * У меня подозрение, что это всё-таки с литовской стороны заморочки. Они начались в воскресенье — было зависание таможенной базы, — в понедельник не рассосались. Ни таможне, ни Калининградской области эти очереди не выгодны».
*по данным EVIS, на время ожидания на Белорусско-литовской границе не превышает трех часов. В «Мядининкае» оно составляет три часа, в «Лаворишкес» и «Шальчининкае» — до часа. Напротив, из Белоруссии в Литву не могут попасть более 1010 грузовиков.
Ранее РБК Калининград сообщал, что у калининградских грузоперевозчиков в сентябре начались проблемы при транзите из Литвы через Беларусь. Белорусская сторона на въезде ставит под конвой и пломбирует все калининградские машины, которые грузятся в Литве и идут в РФ.