«Разница между теми, кто платит и нет, становится катастрофической»
Приведёт ли очередная индексация «Платона» к росту тарифов на автоперевозки?
1 февраля тариф системы «Платон» вырос на 14 копеек – до 2,34 рубля за километр. Стоимость проезда по федеральным трассам повышается ежегодно в соответствии с постановлением правительства №843 от 29 июня 2019 года, в соответствии с которым повышение должно быть соразмерно изменениям индекса потребительских цен.
Нынешняя индексация в эту логику, однако, не укладывается: тариф системы был повышен на 6,4%, в то время как инфляция за минувший год по данным Росстата составила 4,91%.
Следующая индексация тарифа «Платона» должна произойти 1 февраля 2022 года. По прогнозам Минтранса, её размер составит примерно 4%. В таком случае стоимость проезда может увеличиться на 9 копеек и достигнуть 2,43 рубля за километр.
Тарифы вырастут, если позволит конкуренция
По мнению представителей транспортных компаний, повышение тарифа может привести к росту тарифов на автомобильные грузоперевозки.
В беседе с журналистами портала Logirus независимый эксперт Тарас Коваль отметил, что предугадать увеличение ставок очень трудно: оно будет продиктовано конъюнктурой рынка. Руководитель отдела автоперевозок компании STS Logistics Вадим Измайлов уверен, что в процессе проведения тендеров транспортные и экспедиционные компании будут закладывать увеличившиеся расходы на «Платон» в стоимость перевозки. Из-за этого затраты грузовладельцев на логистику вырастут, а вместе с ними вырастут и цены на товары для конечного потребителя.
— Как и любое повышение одной из статей затрат в структуре себестоимости перевозок, в теории, должна подняться и ее цена. На самом деле, предполагаю повышение с наступлением «высокого» сезона, то есть в апреле-мае, при этом вряд ли оно будет пропорциональным. В настоящее время эти затраты ложатся на собственников транспорта и снижают рентабельность, – цитирует Logirus Тараса Коваля.
Генеральный директор ТК «Открытие» Михаил Савченко не разделяет точку зрения своих коллег. Он отмечает, что на рынке грузоперевозок сегодня очень высока конкуренция, а цена услуги играет для заказчика не меньшую роль, чем её качество.
— В погоне за клиентами перевозчики настолько сильно демпингуют, что иногда смотришь на эти тарифы и волосы встают дыбом,
– приводит слова предпринимателя «Деловой Петербург».
Основными неплательщиками «Платона» являются небольшие транспортные компании и индивидуальные предприниматели. Крупным компаниям уклоняться от оплаты проезда гораздо сложнее: к ним приковано внимание надзорных органов.
— Разница между теми, кто платит и нет, становится все более катастрофической и приближается к разнице, как при разнице топлива почти в 10 рублей за литр с НДС. Это очень много, – отмечает Тарас Коваль.
Технические проблемы
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин напоминает, что на растущие расходы перевозчики обычно отвечают сокращением издержек. Он предполагает, что в обозримом будущем может увеличиться количество перевозчиков, намеренно избегающих оплату проезда по федеральным трассам с помощью различных ухищрений – от «рамок-перевертышей» до банального выезда в рейс без бортового устройства.
Кроме того, перевозчики нередко экономят и на обслуживании транспорта – «выкатывают» шины до опасного состояния, приобретают бывшие в употреблении запчасти. Неудовлетворительное техническое состояние автомобилей (а средний возраст грузовика в России перевалил за 20 лет) часто становится причиной резонансных ДТП.
Впрочем, к технической части самого «Платона» у Владимира Матягина тоже хватает вопросов. Система, по мнению эксперта, далека от совершенства, а существующие механизмы контроля не позволяют отслеживать ситуацию на дорогах и наказывать нарушителей – именно поэтому водители и продолжают обманывать «Платон».