Дальнобойщики остаются на обочине: больше двух лет перевозчикам Приморья не могут найти места под парковку
C 2018 года на региональном уровне в Приморском крае обсуждается проблема с выделением мест для стоянки большегрузов – вот только дальше обсуждений дело не идёт.
Каждый снегопад, когда движение грузовиков по Владивостоку запрещают, они остаются у трассы Седанка – Патрокл, на Заре или там, где застанет непогода. Это неудобно ни водителям, ни горожанам, но другого выхода нет. Проблем добавляет жёсткий режима труда и отдыха, вступивший в силу с 1 января. Получается, отдыхать водители обязаны, но делать это негде.
Когда дороги во Владивостоке закрывают для большегрузов из-за непогоды, дальнобойщики стоят на Заре сутками, без возможности пополнить запасы воды, еды и без элементарных удобств. Одно из самых известных организованных мест стоянки на въезде во Владивосток – «Двойка» в районе Углового. Там есть кафе, мойка, туалет, однако территория небольшая и на десятки, а тем более сотни грузовиков, её не хватит. Есть ещё несколько альтернативных площадок – в основном, кафе с небольшой парковкой, но без дополнительных удобств и спальных мест.
К VL.ru с этой проблемой обратились представители профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края. Согласно предоставленным документам, почти три года этот вопрос пытаются решить с участием краевых властей. В 2018 году перевозчики начали собираться на рабочие группы с представителями департамента транспорта и дорожного хозяйства – тогда проблемой нехватки парковок плотно занялась команда экс-губернатора Андрея Тарасенко. Перевозчики предлагали места для парковок, советовались с чиновниками. В дорожной карте проекта «Грузовые перевозки», подписанной вице-губернатором Немковым от 1 августа 2018 года, был указан крайний срок, когда муниципалитеты должны определиться с земельными участками под парковки – 30 сентября. Однако этого так и не произошло, а решение вопроса затихло само собой.
«Уже два года одно и то же говорим – надо определить место, не просто поле, а там, где любой частник может построить, чтобы была вода, сделать мойку, какую-то столовую, – жалуется Сергей Ремизов, руководитель дальневосточного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. – Нужно, чтобы именно администрация помогла оформить документы на землю.
Но, к сожалению, министерство транспорта не заинтересовано. Оно заинтересовано только деньги собирать за перегруз. Так и выкручиваемся: кто-то возле кафе постоит, кто-то на обочине».
К вопросу с парковками в 2021 году вернулись снова: с 1 января вступил в силу приказ Минтранса № 424, который регламентирует и несколько меняет существующие нормативы по режиму труда и отдыха для водителей. Если раньше непрерывно находиться за рулём можно было не более четырёх часов, а специальный перерыв составлял 15 минут, то теперь через 4 часа 30 минут управления автомобилем водитель должен сделать перерыв не менее 45 минут.
Также аннулированы сроки оснащения тахографами грузовиков с массой свыше 3,5 тонны, принадлежащих частным лицам (они занимают большую часть всего рынка автоперевозок). Весь транспорт, подходящий под требования закона, уже должен быть оснащен устройствами в этом году. И считать время отдыха будут именно по тахографу. Если водитель не останавливался и не отдыхал – штраф. Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, нарушение режима труда и отдыха (или отсутствие тахографа) может обойтись водителю от 3000 до 5000 рублей.
Однако попытка решить проблему с местами отдыха, по сути, вернулась к тому, с чего и началось – сбора мнений. В январе краевой минтранс провёл опрос на тему: «Необходимость дополнительных площадок отдыха или стоянок для крупногабаритных транспортных средств».
«Информация о местах парковок у властей есть с 2018 года, – отметил Пётр Куприянов, председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края. – Наверное, не хотят заниматься нашим вопросом или не считают его важным. Мы примерно посмотрели землю, где должны располагаться места отдыха. Затем нужно, чтобы зашёл предприниматель, но один он это всё сделать не сможет. Это нужна конкретная команда разнопрофильная – налоговики, земельщики, коммунальщики. Электричество и все коммуникации должно сделать государство, а мы уже организовываем место отдыха непосредственно на территории».
По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марины Шемилиной, в предыдущие годы к проблеме действительно подходили формально – собирали мнения, встречались с грузоперевозчиками, но до каких-то решительных действий не доходило. Это связано в том числе и с организационными трудностями при поиске и оформлении участков. Возможность их размещения зависит от категории трассы – не везде это можно сделать. По мнению бизнес-омбудсмена, оптимальным вариантом было бы организовать парковку в рамках государственно-частного партнёрства, при взаимодействии бизнеса и властей.
«Действительно, сейчас введены жёсткие требования к контролю чередования работы и отдыха, и водителям оборудованные парковки необходимы. Однако есть некоторые сложности,
– говорит Марина Шемилина. – Как объяснил на последнем заседании рабочей группы министр, в бюджете сейчас не предусмотрено на это средств, парковка не может быть организована за счет бюджета. Вместе с этим, насколько я помню, есть федеральные программы по организации дорожной инфраструктуры, в которые субъект может войти и получить какие-то деньги в будущем. Моё предложение – организация таких объектов на основе государственно-частного партнёрства. Заключается оно в следующем: земельный участок с готовыми документами (в том числе на примыкание к дороге) выставляется на аукцион, предприниматель, который выигрывает, занимается непосредственно обустройством: кафе, отели (кемпинги) – всё, что нужно в таких случаях создавать. Если давать просто площадки, без документов – предпринимателям будет очень сложно что-то на этой территории организовать из-за сложности оформления документов по организации примыканий к основным дорогам».
Что думает по поводу реализации проекта профильные сотрудники регионального правительство – неизвестно. Корреспондент VL.ru обратился в минтранс за комментарием о дальнейших действиях по организации мест отдыха, но на момент публикации ответа так и не получил.
Отсутствие стоянок для большегрузов – проблема не только дальнобойщиков, но и простых жителей Владивостока, у которых грузовики паркуются чуть ли не во дворах.
Одно дело постоять на обочине на пару часов, пока загрузят или оформят товар. Другое – у жилых домов и по несколько ночей. Паркуются так обычно местные водители с приморскими госномерами. Места в спальных районах и без того мало, дороги узкие, а фуры могут занять и целую полосу. В темноте их часто не видно – это опасно для других автомобилистов. Приезжие обычно стоят в районе складов, баз и портов. На утро после них остаётся мусор, который водители за собой не убирают.
Как объяснили корреспонденту VL.ru в профсоюзе транспортных перевозчиков Приморского края, в основном так делают водители из центральной части страны. Стоимость заявки из Приморья обратно, в сторону Москвы, в два раза меньше, и водители вынуждены по несколько дней ждать более выгодное предложение у обочины, чтобы отбить топливо и получить небольшую прибыль. Но если бы даже они не пытались сэкономить, вряд ли бы нашли место, где можно было бы остаться на ночь «легально» и с элементарными удобствами. Во Владивостоке таких площадок нет.