Дефицит грузовиков в вопросах и ответах. Чего ждать заказчикам перевозок?
О дефиците грузовых автомобилей говорит не только статистика перевозок, но и сами перевозчики: в компаниях машины простаивают из-за нехватки водителей, а предприниматели уходят с рынка из-за роста издержек. Спрос на перевозки при этом растёт.
Что случилось?В каких сегментах наблюдается дефицит грузовиков?Каковы причины дефицита?К каким последствиям приведёт нехватка грузовиков?Чего ждать заказчикам перевозок?
Что случилось?
Грузовиков стало меньше: например, на АТИ количество машин в январе и феврале снизилось на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. О нехватке машин сообщает и бизнес – об этом мы писали на прошлой неделе.
В то же время спрос на перевозки растёт. Ситуация стремительно меняется, и если еще год назад эксперты говорили об избытке грузового транспорта, то сегодня впору говорить о его дефиците.
В каких сегментах наблюдается дефицит грузовиков?
Прежде всего – в сегменте междугородних перевозок тентованными фурами.
В регионах нехватка грузовиков ощущается не так сильно, как в крупных городах, Москве и Санкт-Петербурге. То же самое можно сказать и о главном последствии дефицита – повышении ставок.
Каковы причины дефицита?
Их множество. Эксперты выделяют:
- Нехватку водителей. Проблемы с рекрутингом испытывают как крупные компании, так и предприниматели, владеющие несколькими грузовиками. Профессия непопулярна среди молодежи, а бывалые водители всё чаще устраиваются в интернет-магазины и службы экспресс-доставки. Условия здесь лучше, а зарплаты сопоставимы с межгородом.
- Уход частников с рынка. Растущие расходы и низкая рентабельность уже заставили многих индивидуальных предпринимателей продать машины. Особенно ощутимым ударом для владельцев одного или нескольких тягачей стала отмена ЕНВД.
- Устаревание автопарка и невозможность его обновления. По данным «Автостата», средний возраст грузовика в России на март 2021 года составляет 21,6 лет. В то же время стоимость новых тягачей стремительно растёт из-за обвала курса рубля и регулярных повышений ставки утильсбора. В нынешних условиях позволить себе покупку новой фуры могут буквально лишь крупные компании, которые сильнее всего страдают из-за дефицита водителей.
Всё это происходит на фоне восстановления потребительского спроса после отмены коронавирусных ограничений. Объемы перевозок растут, и машин не хватает.
К каким последствиям приведёт нехватка грузовиков?
Средняя стоимость междугородней перевозки уже выросла приблизительно на 10%. По мнению некоторых экспертов, они будут расти и в будущем.
Транспортные компании продолжат снижать требования, выдвигаемые к соискателям. Сегодня некоторые крупные перевозчики готовы принимать на работу водителей категории Е практически без опыта. Компании активно используют медиаресуры, популяризируя работу дальнобойщика с помощью видеоблогов на YouTube и привлекая таким образом как опытных водителей, так и новичков.
Чего ждать заказчикам перевозок?
Расходы грузоотправителей на доставку будут расти. С проблемами могут столкнуться посредники, диспетчеры и экспедиторы – возможно, некоторым из них придётся умерить свои аппетиты, чтобы остаться на плаву.
Ситуация, при которой существующих фур перестанет хватать для удовлетворения потребностей производителей и ритейлеров, маловероятна. Однако на отдельных маршрутах задержки в подаче транспорта всё же могут возникать.
Важно убедиться, что логисты используют все возможные инструменты для поиска транспорта. Один из них – онлайн-сервис GruzOn – позволяет меньше чем за минуту найти машины, готовые выполнить рейс по необходимому маршруту.
Для поиска тентованной фуры достаточно указать точки загрузки и выгрузки и дату отправки. Использование сервиса абсолютно бесплатно. Добавьте его в закладки: возможно, GruzOn поможет вам найти машину, которой не окажется на других площадках.