Российскую ОВК допустили к тендерам немецкой Deutsche Bahn
Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» («НПК ОВК», подконтрольная Александру Несису) получила статус поставщика крупнейшего железнодорожного оператора Европейского союза Deutsche Bahn (DB), говорится в сообщении ОВК.
Входящий в ОВК Тихвинский вагоностроительный завод прошел сертификацию по европейскому стандарту «Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов», аудит проводился немецким подразделением TUV Rheinland.
«Мы рады приветствовать ОВК в качестве потенциального поставщика Deutsche Bahn. Проведенный в ОВК аудит дал нам возможность увеличить базу потенциальных поставщиков грузовых вагонов и комплектующих», — говорит Йенс Базельт, инженер по качеству Deutsche Bahn.
Парк грузовых вагонов Европы составляет около 860 тыс. единиц (данные ОВК). Из них в управлении Deutsche Bahn в 2017 году находятся 83 386 штук, (в собственности компании — 74 500 штук). Выручка оператора в 2017 году составила 42,7 млрд евро, чистая прибыль — 765 млн евро.
ОВК — крупнейший в России и второй в мире производитель грузовых вагонов: в 2017 году предприятия группы выпустили 19 056 вагонов при мощности 22 000 штук в год. При этом компания получила 4,5 млрд рублей чистого убытка по МСФО при выручке 62 млрд рублей. Долгосрочная цель ОВК — добиться 20%-ной доли экспорта в выручке (в 2016 году этот показатель был на уровне 1%), рассказал в мартовском интервью «Ведомостям» гендиректор ОВК Роман Савушкин. «Экспорт мы начали активно развивать в прошлом году. У нас уже два представительства — в США и недавно открывшийся торговый дом в Европе. Участвуем практически во всех тендерах в мире, — рассказывал он. — Есть регионы, куда мы поставляем готовые вагоны, — это Африка и Ближний Восток, там большая линейка: полувагоны и хопперы. В общей сложности подписаны контракты на поставку до 6 тыс. вагонов, из которых около 600 мы отгрузили в 2017 году. На развитые рынки — США и Европы — мы поставляем различные виды комплектующих».
Теперь ОВК развивает экспорт вагонов и в страны Евросоюза. Компания уже заключила контракты на поставку вагонов в Эстонию (162 лесовозные платформы), Польшу (200 фитинговых платформ), перечисляет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «За последние несколько лет спрос на вагоны [в Европе] составлял порядка 5 тысяч единиц [в год] Прогнозируем, что в ближайшее время он сохранится на том же уровне, — цитируют «Ведомости» заместителя генерального директора по развитию бизнеса ОВК Максим Куземченко. — Если говорить об экспортной выручке, то в этом году мы планируем выйти на уровень более $40 млн». В качестве основной площадки для производства вагонов на экспорт компания рассматривает завод в Тихвине.
В России спрос на грузовые вагоны в 2018 году составит около 65 тысяч штук, ожидает Бурмистров. По его мнению, шансы у ОВК стать одним из основных поставщиков Deutsche Bahn «абсолютно реальны». «Вагоностроительная продукция ОВК» на [американской] тележке Barber по соотношению технических характеристик и стоимости превосходит технику большинства европейских производителей», — поясняет он. А девальвация рубля и господдержка экспорта повысила конкурентоспособность российских производителей железнодорожной техники, указывает эксперт. В экспорте комплектующих ОВК помогает наличие СП с американской Wabtec Corporation и сертификата качества Ассоциации американских железных дорог, который Тихвинский вагоностроительный завод получил в 2017 году, добавляет Бурмистров.
Среди поставщиков Deutsche Bahn уже есть россияне. Горно-металлургическая Evraz, например, получила от немецкого оператора сертификат на рельсы в 2016 году, а на колеса — в 2017 году. Сколько Evraz продала Deutsche Bahn этой продукции, компания не раскрывает. В прошлом году Evraz увеличила продажи железнодорожной продукции на 47% до 863 000 т, следует из отчета компании.