196128, г. Санкт-Петербург, улица Варшавская, д.9 корпус.1 пом 28Н

Аутсорсинг ВЭД

О чем матерятся дальнобойщики по рации на трассе М-4 «Дон»

Водители легковых авто даже не подозревают, что молчаливая трасса, которая издает лишь шум покрышек, трущихся об асфальт, на самом деле – живой организм со своими традициями, законами, даже собственным языком. Чтобы понять это, достаточно установить в машину обычную рацию.

Трасса М-4 «Дон» на три месяца с небольшим ежегодно превращается в поток «паломников», направляющихся к берегу моря. Водители, часто с семьями, не останавливаются ни перед чем в своем стремлении бесцельно поваляться на пляже, поедая горячую кукурузу, чебуреки, чурчхелу и все то, что так красочно рекламируют южане. А если запивать это прохладным напитком, а потом еще и поплавать в море, так вообще красота. Кто же от этого откажется? Вряд ли найдутся такие.

Кто-то едет на неделю, кто-то на большее время, но всем автомобилистам приходится преодолеть два испытания, сложность которых целиком и полностью зависит от расстояния. Речь идет о дороге туда и обратно. Для водителей легковушек — это скучнейшие (а для кого-то и тяжелейшие) 15-20 часов, может, и сутки. При этом многие даже не подозревают, что молчаливая трасса, которая издает лишь шум покрышек, трущихся об асфальт, на самом деле по-настоящему живой организм со своими традициями, законами, даже собственным языком.

Чтобы понять это, достаточно установить в машину обычную рацию. Космических денег она не стоит, но польза от нее может быть весьма ощутимой. По началу постоянный шум, исходящий из динамика, будет раздражать, но потом дорожная жизнь без тангенты в руке (так называется та самая штука, в которую надо говорить) покажется какой-то пустой.

Долгая дорога может быть увлекательной

Так уж получилось, что в этом году мы отправились на российское побережье в конце августа с самым опытным водителем, которого я знаю. Раньше он был дальнобойщиком, поэтому от прежних времен у него осталась рация. Она, кстати, стоит практически в каждой фуре. Все водители большегрузов находятся на 15 канале, так что основное общение происходит именно там. Это не значит, что надо перейти на этот канал, поздороваться со всеми и начать светскую беседу, нет. Данная частота в первую очередь функциональная, да и болтунов на трассе, которые просто засоряют эфир (как флуд в интернете), мягко говоря, не любят.

Первое, на что обратит внимание неподготовленный «слушатель», — это колоссальное количество матерной лексики. 

Дальнобойщики приправляют крепким словцом практически каждое свое предложение. Где-то, чтобы показать интенсивность действия или направления, где-то для подчеркивания важности и масштабности происходящего, а кто-то и вовсе использует брань в качестве связующего элемента для своих мыслей. При этом мат используется довольно виртуозно, а одно и то же слово может в соседних предложениях значит абсолютно разные вещи. Особенно это заметно, когда речь идет о машинах. О чем же еще говорить на трассе?

А говорить, на самом деле, есть о чем. Да еще и как говорить! Стоит провести в обществе дальнобойщиков пару часов, как обращаешь внимание на особенности языка. 

Кто бы мог подумать, что эти мужики, грубые и матерящиеся, будут добавлять чуть ли не к каждому слову уменьшительно-ласкательные суффиксы. Вот и слышишь: «машинка», «дорожка», «пробочка», «ямочка», «кафешка», «чуечка», «колейка». 

Это лишь малая часть, приведенная в качестве примера. В завершении общения, например, дальнобои обязательно желают друг другу «удачки». Вот и как сформировать в голове образ водителей после такого диссонирующего лексикона?

Это все форма, но суть в том, что рация на дороге — незаменимый инструмент. Водители постоянно сообщают друг другу о пробках, спрашивают совета, как лучше проехать. Нередко в эфире дальнобойщики интересуются ситуацией в воронежском Лосево, хотя до него может быть несколько сотен километров. Да, эта пробка знаменита на всю Россию. Автомобилисты, конечно, предупреждают друг друга и о сотрудниках ГИБДД.

– На посту машинка работает.
– Спасибо, удачки тебе.

Такой диалог — абсолютно типичный для водителей. Также очень часто можно услышать, как кто-то спрашивает, где можно остановиться переночевать или перекусить. Еда на трассе — отдельная тема. Один из советов, которым поделился с нами наш опытный водитель, звучит так: «Если не знаешь, где поесть, останавливайся там, где стоит много фур». Суть в том, что дальнобойщики постоянно ездят по трассе и прекрасно знают, где вкусно и безопасно можно трапезничать (без риска потом бегать по кустам вдоль трассы), а где за большие деньги тебе принесут маленькую и не совсем свежую порцию. В такие заведения общепита водители заезжают один раз, а после стараются обходить стороной. И их они ни за что не порекомендуют, когда другой дальнобойщик по рации спросит, где можно хорошо покушать.

Матерно ругать водители большегрузов любят больше всего три вещи — рекламу, пробки и манеру вождения легковушек.

Что касается рекламы, то на трассе это настоящее бедствие. Самые разные конторы пускают в эфир 15-го канала записанные сообщения, предлагая услуги шиномонтажа, кемпинга с сауной, магазинов запчастей. Чего тут только нет. Дельцы за деньги выписывают водителям талоны для различной отчетности, торгуют флешками с музыкой и фильмами, в том числе могут привезти и на заказ. Где-то предлагают дизельное топливо по ценам ниже заправочных. Этим, кстати, частенько занимаются и сами водители. С фуры запросто сливают «лишнее» и продают не несколько рублей дешевле. Покупатели всегда находятся. Если речь идет о внушительных объемах — могут и через колонку перегнать. Все по-честному.

Вот и получается, что в погоне за прибылью предприниматели настолько засоряют эфир, что получают периодически в свой адрес очень красочные нецензурные выражения. Вряд ли авторы рекламы их слышат, но дальнобойщикам все равно хочется выпустить пар.

Пробки на трассе — не менее популярная тема для общения. Водители активно предупреждают друг друга по рации о том, на какой полосе авария, помогают друг другу объезжать заторы и делятся другой полезной информацией. Именно в пробках водители легковушек так часто проявляют свое лихачество и заслуживают порцию мата в свой адрес.

Так, на обратном пути после города Каменск-Шахтинский в Ростовской области мы попали в серьезный затор, в котором оказались как легковые, так и грузовые автомобили. Пока дальнобойщики пытались помочь друг другу, советовали, как можно объехать пробку, часть легковушек рванула по обочине, подняв столбы пыли и разбросав щебень вокруг. Потом они вклинивались в общий поток, тормозя продвижение тех, кто не нарушал ПДД.

– Прикройте кто-нибудь обочину, иначе до утра тут простоим, – сказал один из водителей по рации.

– Ага, я сейчас прикрою, а когда на меня с битами выйдут, вы все разъедетесь, – ответил ему другой водитель фуры.

В итоге дальнобойщики пообещали, что в случае конфликта «впрягутся» за своего коллегу, и он заблокировал своим грузовиком проезд легковушек по обочине. С битами никто не вышел. И так они координируют свои действия очень часто.

Путешествие с рацией по трассе отличается от обычной поездки, открывая ту сторону дорожной жизни, о которой многие и не подозревают. Влиться в этот сплоченный коллектив абсолютно незнакомых людей очень просто. Достаточно быть просто вежливым, и тогда никаких проблем не возникнет. Можно сказать, что дальнобойщики — это своего рода братство, вступить в которое по силам любому.

После возвращения в Воронеж смотришь на то, что творится на дорогах столицы Черноземья, и понимаешь, что именно сплоченности и взаимного уважения такого уровня водителям и не хватает. Кто знает, может, если бы в каждой легковушке стояло по рации, то и ездили бы совершенно иначе.