Эксперты назвали дешевый импорт главным препятствием для роста российского виноделия
Как рассказал ТАСС президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович, по итогам 11 месяцев 2018 года падение производства вина в целом по стране составило 3-3,5%
Производство вина в России в 2018 году может незначительно снизиться по сравнению с прошлогодними показателями, в том числе из-за «недружественной конкуренции» с импортными винами. На юге России, на который приходится большая часть производства натурального виноградного вина в стране, по некоторым позициям, наоборот, отмечают рост — так, например, растет производство крымских вин, а также игристых вин и шампанского в Краснодарском крае.
Однако в целом опрошенные ТАСС участники рынка и эксперты подтверждают — заполонившие рынок дешевые винные напитки из импортного сырья и фруктовые вина ставят в сложные условия производителей качественной продукции из собственного винограда, при этом нанося ущерб репутации российского виноделия в целом.
Как рассказал ТАСС президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович, по итогам 11 месяцев 2018 года падение производства вина в целом по стране составило 3-3,5%, однако к концу года производители рассчитывают выровнять ситуацию.
«Мы надеемся, что производство в декабре позволит нам выйти практически на уровень прошлого года — потеряем, может быть, 1-2%, совсем немного. Но нам это тоже не нравится, и для этого есть причины. Это недружественная конкуренция с российским вином дешевого импортного вина и падение доходов тех людей, которые покупали вино в низком ценовом сегменте — они перешли на покупку винных напитков, которые значительно дешевле вин, и которые растут в производстве», — сказал Попович, добавив, что рост производства винных напитков за 11 месяцев этого года составил порядка 12%.
Вопреки тенденции
Крупные производители вина на Кубани на объемы производства не жалуются — так, по данным министерства сельского хозяйства Краснодарского края, выпуск игристых вин в регионе за 11 месяцев 2018 года на 12,2% превысил прошлогодние показатели. По объему производства шампанского Краснодарский край по-прежнему занимает первое место в России — доля кубанских производителей в общероссийском объеме составляет 28%.
О росте производства говорят и сами производители. «Несмотря на негативный тренд на рынке российских вин, продажи Русского винного дома «Абрау-Дюрсо» продолжают расти. Секрет успеха — постоянная работа над развитием брендов, высокое качество производимой продукции и растущая дистрибуторская сеть», — сказал ТАСС президент Русского винного дома «Абрау-Дюрсо» Павел Титов.
Существенного снижения объемов не заметил и другой крупный кубанский производитель — компания «Фанагория». По данным пресс-службы компании, за 11 месяцев этого года было произведено около 1,96 млн декалитров, результат аналогичного периода прошлого года составлял около 1,98 млн декалитров.
«Производство несколько уменьшилось — в нашем случае за счет уменьшения выпуска низкомаржинальных (дешевых) вин — специальных, а также вин в упаковках Tetra Pak и bag-in-box, выпуск которых был полностью прекращен в 2018 году. В то же время, производство выдержанных вин выросло с 25,5 тыс. декалитров до 26,5 тыс. декалитров, вин без выдержки также немного выросло — с 1,68 млн декалитров до 1,69 млн декалитров, уменьшилось производство игристых вин — с 205 тыс. декалитров до 190,6 тыс. декалитров, но опять же — за счет уменьшения доли полусладких игристых вин и увеличения доли брюта», — рассказали ТАСС в пресс-службе «Фанагории».
Колоссальный рост крымского вина
Крымская «Массандра», основанная более 120 лет назад князем Львом Голицыным, является одним из крупнейших в России предприятием по выращиванию винограда и производству виноградных вин. Компания также фиксирует существенный рост объемов производства и реализации в этом году.
«Мы выпускаем особый продукт, который крепится этиловым спиртом, что было непривычно для потребителя РФ — наши объемы продаж на момент воссоединения с Россией на территории РФ составляли всего 3 с небольшим миллиона бутылок. Сегодня мы можем говорить о ежегодном значительном приросте в объемах продаж на российском рынке. Более того, выпуск «Массандрой» натуральных вин (направление начали развивать три года назад) в этом году выходит на рекордную цифру. Сохранение классических марок и создание новых позволили колоссально нарастить объемы производства и реализации по сравнению с прошлогодними и плановыми показателями», — рассказала ТАСС генеральный директор предприятия Янина Павленко.
По ее словам, большинство крымских производителей также не испытывает проблем с производством и реализацией продукции. В Крыму основная масса вин исконно производятся из натурального, собственного винограда. При этом она признала, что конкурировать с более дешевой продукцией, которой сегодня наводнен рынок, качественному вину сложно.
«Вино, произведенное из собственно выращенного винограда, гораздо дороже, чем импортный балк, который привозится сюда и разливается под эгидой российского вина. Сегодня 75-80% продукции на полке — это импортные вина, либо сделанные из импортных виноматериалов, на которых написано, что они произведены в России. И тут очень важны те меры на законодательном уровне, которые сегодня в России принимаются — это в том числе, готовящиеся изменения в закон о винограде и вине, как раз в защиту потребителя вина из винограда, выращенного в России», — отметила Павленко.
Сколько стоит вино?
По словам экс-главы комитета по виноградарству и виноделию минсельхоза Дагестана, эксперта отрасли Гайдара Шуйабова , проблема некачественных импортных виноматериалов актуальна как для «тихих» вин, так и для шампанского.
«У нас под видом шампанского разливают газированные винные напитки, они один к одному похожи на шампанское. И около 50% потребителей покупает именно их — бутылка красивая, а цена меньше. Там надо крупным шрифтом написать на этикете — «винный напиток», чтобы покупатель понимал, что он приобретает», — пояснил Шуйабов.
Дагестанские производители в этом году ощутили на себе падение объемов производства винодельческой продукции. «За 11 месяцев 2018 года объемы спада по шампанскому — на 3%, по вину — на 31%. Объемы производства упали, потому что идет засилье фруктового вина, объемы его производства по России увеличились на 147% по сравнению с прошлым годом. В Дагестане фруктовые вина не производятся, поэтому у нас идет спад — мы не можем конкурировать с более дешевым сегментом», — рассказал Шуайбов, добавив, что производство коньяка в республике в 2018 году также сократилось примерно на 20% из-за обилия на рынке дешевой продукции низкого качества.
По словам эксперта, такая ситуация ставит под угрозу переработку урожая винограда следующего года, который, по прогнозам, может оказаться существенно выше, чем в этом году. «[В этом году] рекордный урожай — 170,2 тыс. т винограда было. Его переработали, но в следующем году мы не знаем, что будем делать с виноградом, — у нас дополнительно вступает в плодоношение 1630 га, это минимум 10 тыс. т винограда будет дополнительно», — пояснил собеседник ТАСС.
Он также отметил, что выровнять ситуацию мог бы ряд законодательных мер, регулирующих деятельность отрасли — в частности, установление минимальной цены на вино.
«Если сегодня взять виноград и сделать из него вино, цена литра вина получается не менее 120 рублей. А у нас литр продают за 60 рублей, это что угодно, только не вино. И этого «что угодно» стало слишком много, поэтому нормальные вина и не могут конкурировать», — заключил эксперт.