Вагоны. Классификация и размеры
В зависимости от конструкции кузова, характера груза, способов нагрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов различают крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы и вагоны бункерного типа.
Крытый грузовой вагон предназначен для перевозки штучных и насыпных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов такого вагона состоит из рамы с полом, боковых, торцевых стен и крышки. Универсальные крытые вагоны имеют в боковых стенах двери для погрузки и выгрузки, люки для освещения и вентиляции кузова и загрузки сыпучих грузов.
Полувагон предназначен для перевозки навалочных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Полувагоны не имеют крыши, что позволяет полностью механизировать погрузку. Для механизации разгрузки сыпучих грузов большинство полувагонов имеют люки в полу или в нижней части торцевых стен.
Хоппер (англ. hopper — бункер) — разновидность полувагона. Используется для массовых перевозок сыпучих грузов. Для перевозок цемента, зерна и других сыпучих грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, применяются крытые хопперы с загрузочными люками на крыше.
Платформа — вагон, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, контейнеров, машин, оборудования и сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Платформы для перевозки контейнеров не имеют бортов и настила пола и оборудованы специальными упорами для крепления контейнеров. Крайние упоры неподвижны, а средние могут убираться, что позволяет размещать на платформе большегрузные контейнеры любых типов. Платформы для перевозки контейнеров и колесной техники дополнительно имеют настил пола и торцевые борта. Платформы для перевозки леса имеют дополнительные специальные стойки и торцевые стены, предот-вращающие смещение груза. Кузов платформы для перевозки легковых автомобилей состоит из верхней и нижней рам, четырех наклонных крайних и двух вертикальных средних стоек, металлического настила пола и направляющего устройства. На торцах предусмотрены откидные площадки для переезда автомобилей. Крепление автомобилей осуществляется специальными упорами.
Вагон-цистерна предназначен для перевозки жидких грузов,сжиженных газов и порошкообразных материалов.
Вагоны бункерного типа — по существу, крытые вагоны или крытые хопперы с той лишь разницей, что на одной раме смонтированы несколько емкостей, предназначенных для перевозки специфических сыпучих грузов (мука, нефтебитум, гранулированные материалы).
Думпкар (англ. dump — опрокидывать, car — вагон) — вагон-самосвал. Он применятся для перевозки и механизированной разгрузки сыпучих и крупнокусковых грузов.
Основными техническими характеристиками грузового вагона являются: грузоподъемность (нибольшая масса груза, которую можно в нем перевозить), тара (собственная масса порожнего вагона), число колесных пар (число осей), объем кузова, прощадь пола, длина и другие линейные размеры.
Кроме того, используются следующие параметры: удельный объем кузова, удельная площадь пола, осевая нагрузка (нагрузка колесной пары на рельсы), погонная нагрузка на метр пути, коэффициент тары (отношение массы тары к грузоподъемности).
Грузовые железнодорожные вагоны (колея 1520 мм)
Модель вагона |
Назначение | Характеристики вагона | |||
Габарит | Длина, мм | Грузо подъемность, т |
Масса вагона (тара), т |
||
Крытые вагоны | |||||
11-066 | Универсальный | 1-ВМ (0-Т) | 14730 | 66 | 22 |
11-К001 | то же | то же | то же | 68 | 23 |
11-217 | то же | то же | то же | 68 | 23 |
11-264 | то же | то же | то же | 68 | 25 |
11-270 | то же | то же | то же | 69 | 24,5 |
11-276 | то же | то же | 15360 | 68 | 26 |
11-260 | то же | то же | 16970 | 68 | 26 |
11-280 | то же | то же | то же | 68 | 26 |
11-286 | то же | то же | 17670 | 67 | 27 |
11-240 | скот | 1-Т | 14730 | 26,5 | 25 |
11-246 | то же | то же | то же | 27 | 27,5 |
11-262 | то же | то же | то же | 26,5 | 26 |
11-261 | то же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 26,5 | 24 |
11-С001 | то же | 0-ВМ (01-Т) | то же | 30 | 25,5 |
11-К253 | то же | 1-Т | 18080 | 22 | 24 |
11-267 | то же | 1-ВМ (0-Т) | 24730 | 25 | 32,5 |
11-К254 | то же | 1-Т | 18080 | 20 | 25,5 |
11-268 | то же | 1-ВМ (0-Т) | 24730 | 25 | 33,5 |
11-259 | Бумага | 1-ВМ (0-Т) | 14730 | 68 | 24 |
11-835 | Легковые автомобили | 1-Т | 24260 | 15 | 35 |
11-287 | то же | то же | 24260 | 16 | 36 |
10-475 | Апатит | Т | 11630 | 60 | 26,5 |
10-4022 | то же | то же | 11720 | 66,5 | 27 |
11-715 | Цемент | 1-Т | 11920 | 67 | 18,5 |
19-758 | то же | то же | 11920 | 72 | 19,5 |
55-321 | то же | то же | 12120 | 68 | 21 |
11-739 | Зерно | 1-ВМ (0-Т) | 14720 | 65 | 22 |
19-752 | то же | то же | 14720 | 70 | 23 |
11-740 | Минеральные удобрения | то же | 13200 | 64 | 20 |
19-Х051 | то же | 1-Т | 12090 | 64 | 20 |
55-350 | то же | то же | 13200 | 70 | 23 |
19-923 | то же | то же | 13200 | 70 | 23 |
25-4001 | Технический углерод | 1-Т | 17500 | 60 | 24 |
25-4046 | то же | то же | 17500 | 72 | 28 |
20-403 | Гранулированная сажа | то же | 17500 | 60 | 24 |
Полувагоны | |||||
12-508 | Универсальный | 1-Т | 20240 | 125 | 45 |
22-466 | Медная руда | то же | 15500 | 105 | 44,5 |
22-4024 | то же | то же | 15800 | 115 | 46 |
12-П152 | Универсальный | то же | 16400 | 94 | 32 |
12-532 | то же | 0-ВМ (01-Т) | 13920 | 69 | 22 |
12-1000 | то же | то же | то же | 69 | 22 |
12-726 | то же | то же | то же | 69 | 22 |
12-127 | то же | то же | 14520 | 70 | 24 |
12-753 | то же | то же | 13920 | 69 | 22,5 |
12-757 | то же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 69 | 25 |
12-П153 | то же | 0-ВМ (01-Т) | 14410 | 63 | 23 |
12-175 | то же | 1-ВМ (0-Т) | 13920 | 69 | 25 |
12-1505 | то же | 0-ВМ (01-Т) | то же | 69 | 21 |
12-1592 | то же | то же | то же | 71 | 21 |
12-295 | то же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 71 | 23 |
12-283 | Технологическая щепа | то же | 16970 | 67 | 27 |
12-4004 | то же | 1-Т | 20960 | 58 | 30 |
22-478 | то же | то же | 19050 | 58 | 26 |
12-132 | Универсальный | 1-ВМ (0-Т) | 13920 | 70 | 24 |
12-119 | то же | 0-ВМ (01-Т) | 13920 | 69 | 22,5 |
12-141 | то же | то же | 13920 | 71 | 23 |
12-141 | то же | то же | 13920 | 68 | 26 |
12-119 | то же | то же | 13920 | 68 | 25 |
12-146 | то же | 1-Т | 13920 | 64 | 30 |
20-471 | Агломерат, окатыши | 1-ВМ (0-Т) | 12000 | 65 | 23 |
20-480 | то же | то же | 10000 | 70 | 22 |
20-4015 | то же | то же | 12000 | 75 | 25 |
22-4070 | Охлажденный кокс | 1-Т | 17820 | 61 | 33 |
22-445 | то же | то же | 17500 | 59 | 30 |
19-923А | Сыпучие грузы | то же | 13200 | 70 | 22 |
55-320 | то же | то же | 11520 | 72 | 21 |
22-4003 | Уголь | то же | 15850 | 90 | 29,5 |
22-4034-02 | то же | то же | 13100 | 67 | 27 |
25-4086 | Сыпучие грузы | 1-ВМ (0-Т) | 12000 | 71 | 23 |
55-3100 | то же | 1-Т | 12220 | 75 | 25 |
12-282 | Рулонная сталь | 1-ВМ (0-Т) | 12530 | 70 | 24 |
12-288 | то же | 0-ВМ (01-Т) | то же | 69 | 25 |
12-282М | то же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 70 | 24 |
12-284 | Проволока в бунтах | то же | 14730 | 66 | 28 |
Платформы | |||||
13-4012-09 | Контейнеры-цистерны | 0-ВМ (01-Т) | 14620 | 72 | 18 |
13-4012-10 | Литые слябы | то же | 14620 | 68 | 26 |
13-4012-11 | Листовой прокат | то же | 14620 | 69 | 24 |
23-4064 | Лесоматериалы | 1-Т | 14620 | 68 | 24 |
23-4028 | то же | то же | 24000 | 60 | 33 |
23-4000 | то же | то же | 23220 | 56 | 34 |
23-469 | Лес в хлыстах | то же | 25220 | 65 | 28 |
23-925 | то же | то же | 23220 | 61 | 33 |
13-479 | Легковые автомобили | то же | 21660 | 20 | 26 |
13-9009 | Седельные автопоезда | 0-ВМ (01-Т) | 25520 | 60 | 33,5 |
12-4011 | Холоднокатанная сталь | 1-ВМ (0-Т) | 14900 | 64 | 29 |
12-4094 | то же | 1-Т | 11220 | 65 | 30 |
12-4008 | то же | то же | 11220 | 65 | 28 |
Цистерны | |||||
15-871 | Нефтепродукты | то же | 21120 | 120 | 49 |
15-Ц862 | Нефтепродукты | 02-ВМ (0-Т) | 12020 | 50 | 24 |
15-Ц863 | то же | то же | то же | 60 | 23 |
15-1672 | то же | то же | то же | 60 | 24 |
15-1547 | то же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 68 | 26 |
15-1443 | то же | 02-ВМ (02-Т) | то же | 60 | 25 |
15-289 | то же | то же | то же | 66 | 27 |
15-150 | то же | то же | то же | 66 | 27 |
15-145 | то же | 1-ВМ (0-Т) | 14200 | 67 | 27 |
15-740ВЛ | то же | 02-ВМ (02-Т) | 12020 | 66 | 26 |
15-1002 | то же | то же | то же | 66 | 27,5 |
15-011 | то же | то же | то же | 66 | 24 |
15-1100 | то же | то же | то же | 66 | 28 |
15-031 | то же | 1-ВМ | то же | 66 | 26,5 |
15-777 | то же | 02-ВМ (02-Т) | то же | 66 | 27 |
15-1566 | то же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 67,5 | 24,5 |
15-897 | то же | 02-ВМ (02-Т) | то же | 60 | 23 |
15-1210А | то же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 66 | 27,5 |
15-5103 | то же | 02-ВМ (02-Т) | то же | 66 | 27 |
15-1250 | то же | то же | то же | 66 | 27 |
15-1300 | то же | то же | то же | 66 | 26 |
15-156 | то же | то же | то же | 69 | 28 |
15-869 | то же | то же | 13570 | 62 | 25 |
15-1001 | то же | то же | 12020 | 60 | 26 |
15-021 | то же | то же | то же | 66 | 24 |
15-Ц853 | Цемент | то же | то же | 58 | 25 |
15-405 | то же | то же | то же | 61 | 24 |
15-886 | Молоко | 1-ВМ (0-Т) | то же | 31 | 23 |
15-858 | То же | 0-ВМ (01-Т) | то же | 26 | 26 |
15-1454 | Спирт | 02-ВМ (02-Т) | то же | 59 | 23 |
15-Ц859 | То же | то же | то же | 60 | 23 |
15-1547 | То же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 66 | 25,5 |
15-1639-01 | вода | то же | то же | 52 | 29 |
15-1593 | Виноматериалы | 1-Т | то же | 66,5 | 25,5 |
15-1542 | то же | то же | то же | 57,5 | 25 |
15-1535 | то же | то же | то же | 57,5 | 26 |
15-1522 | Плодоовощные соки | то же | 12020 | 67 | 25,5 |
15-1401 | Серная кислота | 02-ВМ (02-Т) | то же | 60 | 21,5 |
15-Ц854 | то же | то же | то же | 60 | 22 |
15-1601 | то же | то же | то же | 77 | 22 |
15-1548 | то же | то же | то же | 67 | 20 |
15-1226 | то же | то же | то же | 68 | 25 |
15-291 | то же | то же | то же | 67 | 23 |
15-1022 | то же | то же | то же | 68 | 25 |
15-157 | то же | то же | то же | 70 | 23,5 |
15-1424 | то же | то же | то же | 65 | 22 |
15-1514 | Меланж | то же | то же | 60 | 22 |
15-1449 | Кальцинированная сода | 1-Т | 16540 | 62 | 31 |
15-884 | то же | 1-ВМ (0-Т) | 15720 | 54 | 31 |
15-1413 | Патока | 02-ВМ (02-Т) | 12020 | 62 | 21 |
15-1613 | то же | то же | то же | 71 | 23 |
15-854 | Порошкообразные грузы | то же | то же | 68 | 25 |
15-1402 | Олеум | то же | то же | 60 | 22,5 |
15-1424 | то же | то же | то же | 70 | 23 |
15-1224 | то же | то же | то же | 68 | 25 |
15-160 | то же | то же | то же | 68 | 24,5 |
15-Ц855 | то же | 0-ВМ (01-Т) | то же | 56 | 24 |
15-Ц856 | то же | то же | то же | 50 | 24 |
15-Ц857 | то же | то же | 12420 | 50 | 25 |
15-1404 | Слабая соляная кислота | 02-ВМ (02-Т) | 12020 | 61,5 | 21 |
15-1487 | то же | то же | то же | 71,5 | 23 |
15-1024 | Крепкая соляная кислота | то же | то же | 57,5 | 22,5 |
15-1554 | Соляная кислота | то же | то же | 62 | 22 |
15-1403 | то же | то же | то же | 52 | 22 |
15-1020 | то же | то же | то же | 67 | 26 |
15-1614 | то же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 70 | 23 |
15-1414 | Этиловая жидкость | 02-ВМ (02-Т) | То же | 60,5 | 22 |
15-889 | Суперфосфорная кислота | 1-Т | 19510 | 120 | 53 |
15-1578 | то же | то же | то же | 120 | 53,5 |
15-1573 | то же | 1-ВМ (0-Т) | 12020 | 68 | 25 |
15-5104 | то же | 1-Т | то же | 65,5 | 29 |
15-1608 | Уксусная кислота | 1-ВМ (0-Т) | то же | 68,5 | 24,5 |
15-1280 | Ацетон | 02-ВМ (02-Т) | то же | 56 | 27,5 |
15-898 | Фенол | то же | то же | 62 | 23 |
15-1603 | то же | 1-ВМ (0-Т) | то же | 68,5 | 24,5 |
15-1636 | то же | то же | то же | 74,5 | 25,5 |
15-1568 | Ацетальдегид | 02-ВМ (02-Т) | 12020 | 53 | 26 |
15-859 | То же | то же | то же | 46 | 24 |
15-1527 | Бензол | 1-Т | то же | 62 | 26,5 |
15-1010 | Альфа-олефины | 02-ВМ (02-Т) | то же | 63 | 27 |
15-1012 | то же | то же | то же | 63 | 27 |
15-1659 | то же | то же | то же | 47 | 25,5 |
15-1412 | Желтый фосфор | то же | то же | 59 | 21,5 |
15-1525 | то же | то же | то же | 70 | 22 |
15-1480 | сера | то же | то же | 56,5 | 25 |
15-1482 | то же | то же | то же | 67 | 26 |
15-1565 | Паста сульфонола | 1-ВМ (0-Т) | то же | 62 | 26 |
15-1417 | то же | 1-Т | то же | 54 | 27 |
15-1532 | пек | 1-ВМ (0-Т) | то же | 63 | 27,5 |
15-1534 | то же | 1-Т | то же | 64,5 | 29 |
15-1552 | Капролактам | 1-ВМ (0-Т) | то же | 50 | 26 |
15-1638 | Латекс | 1-Т | то же | 67 | 25,5 |
15-1409 | Хлор | 02-ВМ (02-Т) | то же | 47,5 | 30 |
15-1556 | то же | то же | то же | 57,5 | 30 |
15-908R | Углеводородные газы | 1-Т | то же | 44 | 37 |
15-1407 | то же | 02-ВМ (02-Т) | то же | 31 | 33 |
15-1602 | то же | то же | то же | 31 | 32 |
15-1569 | то же | 1-Т | то же | 43 | 36 |
15-903R | то же | 02-ВМ (02-Т) | то же | 23 | 31 |
15-1615 | то же | 1-Т | то же | 47 | 40,5 |
15-1519 | то же | то же | то же | 43 | 38 |
15-144 | то же | то же | то же | 44 | 40 |
15-1200 | то же | 02-ВМ (02-Т) | то же | 31 | 36 |
15-1520 | Пентан | 1-Т | то же | 40 | 23,5 |
15-1581 | Аммиак | то же | 24000 | 92 | 77 |
15-1597 | то же | то же | 12020 | 43 | 38 |
15-1030 | то же | то же | то же | 43 | 39,5 |
15-1408 | то же | 02-ВМ (02-Т) | то же | 31 | 33 |
15-1440 | то же | то же | то же | 31 | 33,5 |
15-1201 | то же | то же | то же | 31,5 | 36 |
15-1498 | Поливинилхлорид | 1-ВМ (0-Т) | 15720 | 55,5 | 30,5 |
15-Ц860 | то же | то же | 16120 | 52 | 30,5 |
15-1421 | Винилхлорид | 1-Т | 12020 | 58,5 | 29 |
15-1432 | Ядохимикаты | 02-ВМ (02-Т) | то же | 63 | 25 |
Вагоны бункерного типа | |||||
17-494 | Нефтебитум | 1-ВМ (0-Т) | 14620 | 45 | 36,5 |
17-431 | то же | то же | то же | 40 | 34,5 |
17-Б862 | то же | то же | 14060 | 40 | 31,5 |
17-486 | мука | 1-Т | 17480 | 52 | 30 |
17-4020 | то же | то же | то же | 52 | 34 |
17-917 | Гранулированные полимеры | то же | то же | 58 | 35 |
17-495 | то же | то же | то же | 58 | 30 |
Вагоны-самосвалы | |||||
31-634 | Сыпучие и кусковые грузы | 1-Т | 14980 | 105 | 48,5 |
33-678 | то же | то же | 15040 | 105 | 50 |
33-680 | то же | то же | 15480 | 105 | 51 |
33-677 | то же | то же | 15040 | 105 | 62 |
33-682 | то же | то же | 15040 | 105 | 57 |
31-638 | то же | то же | 11830 | 60 | 27 |
31-656 | то же | то же | 11830 | 60 | 28 |
31-661 | то же | то же | 12450 | 60 | 28 |
19-Д001 | то же | то же | 11720 | 60 | 29 |
31-945 | то же | то же | 11830 | 66 | 27 |
31-675 | то же | то же | 11830 | 67 | 26,5 |
31-676 | то же | то же | 12450 | 67 | 26,5 |