Санкция на доверие. В Праге обсуждали перспективы делового сотрудничества между Россией и Чехией
Фото: Российская газета
На пленарных заседаниях и встречах рабочих групп состоялись острые дискуссии, были рассмотрены конкретные проекты и программы, проанализирован опыт сотрудничества в непростых условиях последних лет, определена стратегия на будущее.
Одиннадцатому по счету заседанию Межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Чешской Республикой предшествовал инцидент, который, по замыслу тех, кто его организовал, должен был омрачить атмосферу этого важного международного форума. Когда в понедельник поздно вечером в Прагу прибыла официальная российская делегация, возглавляемая министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым, в аэропорту Рузине при прохождении паспортного контроля одному из гостей было отказано в праве ступить на территорию Чехии. По информации местных источников, речь идет о высокопоставленном работнике МИД России, который якобы находится в «списке нежелательных лиц».
Российское посольство в Праге подтвердило этот факт, а также заявило, что подобные действия не соответствуют характеру российско-чешских отношений и не останутся без ответа.
Испортила ли «ложка дегтя» встречу деловых людей двух государств? По большому счету — нет. Представители бизнеса, чиновники, эксперты уже, кажется, привыкли к тому, что недобросовестные политики то и дело вставляют палки в колеса позитивного сотрудничества, а машина тем временем все равно движется вперед.
В мероприятиях Межправкомиссии приняли участие профильные министры Денис Мантуров и Марта Новакова, главы ряда российских и чешских регионов, руководители диппредставительств обоих государств, крупные бизнесмены и эксперты.
На пленарных заседаниях и встречах рабочих групп состоялись острые дискуссии, были рассмотрены конкретные проекты и программы, проанализирован опыт сотрудничества в непростых условиях последних лет, определена стратегия на будущее.
Сказать, что на небосклоне российско-чешских деловых отношений все безоблачно, — значит сильно погрешить против истины. От войны санкций очень пострадали существовавшие ранее партнерские связи и были поставлены под удар перспективные. Целый ряд крупных чешских компаний, повинуясь солидарной политике ЕС, прервал выгодные контракты с Россией либо заморозил их на неопределенное время. Если семь лет назад товарооборот между нашими странами составлял $14 млрд, то в 2016-м упал более чем в два раза. И только два последних года стали демонстрировать рост.
Одна из причин этой явно позитивной тенденции заключается в том, что, в отличие от многих других членов Евросоюза, Чешская Республика не спешила сжигать мосты, а продолжала искать выходы из сложившейся ситуации. И рядовые граждане этой страны, и ее власти всегда отличались здоровым прагматизмом (вспомним бравого солдата Швейка), а экономическую выгоду ставили выше текущей политической конъюнктуры.
Раз невозможно взять санкционные барьеры в лоб, то предпримем обходные маневры, решили местные деловые люди и сделали ставку на региональное сотрудничество. А поскольку любой бизнес — это улица, как минимум, с двусторонним движением, то, понятное дело, чехи рассчитывали на встречные шаги российской стороны. Сегодня накоплен впечатляющий опыт реализации взаимовыгодных проектов местных предприятий с партнерами из Татарстана, Свердловской, Ульяновской, Нижегородской областей. Причем речь идет о взаимодействии в разных сферах: машиностроение, информационные технологии, сельское хозяйство, медицина, логистика, образование, туризм…
Как раз в дни проведения заседаний Межправительственной комиссии ее участники смогли присутствовать на церемонии запуска завода по производству гибких упаковочных материалов Danaflex-DGPack в Оломоуцком крае. Проект этого инновационного комплекса реализован по инициативе и на основе прямых инвестиций партнеров из Татарстана. Завод в небольшом чешском городке Простеев, предоставив местным жителям двести рабочих мест, позволит выпускать до пятнадцати тысяч тонн гибкой упаковки в год. На церемонии его открытия наряду с другими высокими гостями присутствовал глава Татарстана Рустам Минниханов.
Кстати, несколько лет назад в интервью «РГ» он подробно рассказывал о планах республики в области международного делового сотрудничества. «Чехия как раз и стала одной из площадок реализации этих замыслов», — отметил г-н Минниханов.
Еще один российский регион, который теперь значительно ближе бизнес-кругам Центральной Европы, — Свердловская область. Недаром президент Милош Земан свой недавний официальный визит в РФ начал именно с Екатеринбурга, подчеркнув тем самым важность экономических и культурных связей между Уралом и Чехией.
Свой филиал в Екатеринбурге открыл крупный машиностроительный завод ТОS Varnsdorf, и теперь чехи уже строят планы по строительству второй очереди предприятия. Другая чешская компания LABARA, которая производит изоляционные материалы для электротехники, выкупила на Урале завод-банкрот, создала СП и теперь активно продвигает свою продукцию на российском рынке. И планы тоже интересные: руководители компании выступили с инициативой создания здесь чешского национального технопарка.
Но самый, пожалуй, выразительный пример партнерства связан с производством пассажирского самолета для местных линий L-410. Известный российский холдинг УГМК несколько лет назад фактически спас от банкротства старейший самолетостроительный завод Aircraft Industries в городе Куновице, став его главным акционером. Затем производство «элок» было налажено и на Среднем Урале, но не в ущерб чешскому партнеру, это был как раз тот случай, когда взаимное сотрудничество, обмен технологиями, привлечение самых современных схем маркетинга позволили достичь синергии, открыть новые рынки, увидеть перспективы.
В прошлом году завод в Куновице поставил покупателям из России, Казахстана, Армении восемнадцать машин. В втором квартале этого года начнется серийное производство новой модели L-410 NG. Этот самолет обладает большей грузоподъемностью, увеличенной дальностью полета, самой современной авионикой. Он уже демонстрировался на авиасалоне в Жуковском и был высоко оценен специалистами.
В планах у чешских авиастроителей (а значит, и у их уральских коллег) вернуться к выпуску более вместительной машины L-610, работа над которой велась в Куновице еще три десятка лет назад. Но, как мне пояснили на заводе, если такой самолет поднимется в небо, то, конечно, на базе современных двигателей, авионики, новых композитных материалов.
Навестив накануне заседаний Межправкомиссии авиаторов, я встретился в соседнем Злине с управляющим директором другой чешской компании MGM COMPRO, которая также мечтает обзавестись надежным партнером в России. 35-летний Мартин Дворский — представитель того самого направления в бизнесе, которое зовется инновационным. Продукция их фирмы — а это различная электроника, электрические силовые установки, регуляторы — широко используется в космической отрасли, авиации, на морских и речных судах, экспортируется в пятьдесят две страны.
Пан Дворский как раз и заинтересовался моим впечатлением от посещения самолетостроительного завода, поскольку убежден, что малая авиация в самое ближайшее время перейдет на электрическую тягу.
— В Норвегии уже в ближайшие двадцать лет все внутренние рейсы будут осуществляться исключительно на летательных аппаратах, оснащенных электродвигателями, — сказал он. — Это общемировая тенденция. А мы готовы предложить авиационной промышленности свои разработки.
Собственно говоря, подобных предложений с обеих сторон звучит много. И то, что сотрудничество бизнеса получает господдержку как у нас в России, так и в Чехии, — гарантия движения вперед.