«Сложнее всего было сдать на права»: рассказ дальнобойщика, у которого нет рук
Чезаре водит многотонные большегрузы уже семь лет. Водитель чувствует себя уверенно на трассе и мастерски маневрирует на узеньких городских улочках – несмотря на то, что у него нет левой руки и правого предплечья.
— Самое страшное – это когда ты едешь пару километров по узкой, незнакомой улице, а потом приходится сдавать назад, потому что кто-то забыл поставить знак, предупреждающий об узком мосте или низком виадуке, — смеётся Чезаре. – Я попадал в такую ситуацию, сдавал назад со сложенными зеркалами! Это было чертовски сложно, но мне удалось вернуться и ничего не задеть прицепом.
Польский дальнобойщик доказал своё профессиональное мастерство на международном конкурсе водителей в Португалии. Он вошел в десятку лидеров и занял восьмое место из 500 участников.
— Не скажу, что всегда мечтал работать дальнобойщиком, — рассказывает Чезаре. – Но машины мне нравились с детства. Мой отец владеет транспортной компанией, и я вырос в этой среде: с малых лет меня окружали мастерские, машины, мотоциклы.
«Главное – чувствовать габариты и знать законы»
Маленький Чезаре никогда не считал себя инвалидом. Его руки ампутировали сразу после рождения, и он научился жить без них. Мальчик бегал с мячом, катался на скутере и даже играл простые мелодии на фортепиано.
Окончив экономический техникум, Чезаре стал работать в компании своего отца. Он занимался ремонтом и обслуживанием машин, административными и логистическими вопросами. В конце концов Чезаре решил получить права категорий С и Е.
— Я всегда хотел путешествовать. Став дальнобойщиком, я наконец получил такую возможность, — рассказывает он. – Если всё хорошенько распланировать, то работа водителя позволяет посетить интересные места и встретить новых людей.
— Вождение грузовика не такое сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Главное – чувствовать габариты и знать законы, — утверждает Чезаре. – Сама по себе езда дело легкое и приятное. Со временем управление большегрузом становится таким же привычным, как ежедневный поход в магазин.
Право на работу
Самые большие сложности возникли у Чезаре на первом этапе – получении водительского удостоверения категории В.
— Получить права было непросто, — рассказывает водитель. – Со мной обращались предвзято, как будто знали наперёд, что я не справлюсь. Но я был настойчив, и только благодаря этому смог получить все необходимые документы.
Много времени ушло на походы по врачам: один из них долго не хотел допускать меня до экзамена. Медики тщательно проверяли мою физическую форму, силу мышц, способность управлять машиной.
Чезаре не ждал поблажек и был готов к тому, что получить права в Польше не удастся. Он выяснил, что в нескольких европейских странах люди с подобными нарушениями могут получить удостоверение без каких-либо проблем. Но мужчине повезло; в конечном итоге ему разрешили сдать на права категории В. После этого сдать на категории С и Е было гораздо проще.
— Вначале я не был уверен, что справлюсь с грузовиком, но чем больше я практиковался в автошколе, тем меньше у меня оставалось сомнений. Сам экзамен прошел спокойно, хотя небольшой стресс всё-таки был, — вспоминает водитель.
Чезаре со смехом рассказывает о курьезах, которые происходили с ним в первые месяцы работы.
— У меня не раз случались забавные диалоги с полицейскими или транспортниками. Они останавливали грузовик, заглядывали в кабину, видели меня и спрашивали: «А где водитель?». Я отвечал, что он, должно быть, куда-то спрятался. Сейчас такие ситуации уже не происходят. У меня проверяют документы и желают счастливого пути.
Чаще всего дальнобойщик ездит на восток, в Россию и Беларусь. Ему доводилось бывать и в Центральной Европе, в Германии и во Франции, а с конца 2017 года Чезаре периодически выполняет рейсы в Испанию, Бельгию и Нидерланды.
Водитель работает без напарника, в одиночку. Он может самостоятельно заменить колесо и выполнить другие мелкие ремонтные работы.
Чезаре с легкостью справляется с заполнением документов, работает на компьютере, сам готовит пищу и может даже пришить пуговицу, если такая необходимость вдруг возникнет.
На вопрос «что самое сложное в работе дальнобойщика?» водитель уверенно отвечает:
— Разлука с близкими людьми.
Грустные моменты
Чезаре нравится его работа и люди, с которыми он встречается в дороге. Водитель не жалуется на усталость и недосып, спартанские условия на некоторых стоянках, массовые проверки дорожных служб и долгие очереди на границе.
— У каждой профессии есть свои недостатки, и у моей, конечно, тоже. Вы можете потерять полдня из-за пробки или поломки. Из-за этих задержек вы выбьетесь из графика, и на выгрузке вас заставят ждать еще сутки.
Но хорошего в моей работе гораздо больше, чем плохого. Удачные поездки, интересные встречи, доброжелательное отношение со стороны коллег – всё это встречается чаще, чем негативные моменты.
— Работа водителя позволяет увидеть красоту окружающего мира и любоваться ей каждый день, – рассказывает Чезаре. – С каждым может произойти какая-нибудь неприятность. Например, отказ двигателя на глухой трассе в российской глубинке. Но это мелочи жизни. Наверное, единственная ситуация, которая может меня расстроить – это когда из-за работы у меня нет возможности оказаться дома во время какого-то важного события.
Что же: семейные праздники, которые приходится встречать на шоссе, на стоянке или в очереди у границы, вероятно, являются самыми грустными моментами в жизни водителей-дальнобойщиков из любой страны мира.