Грузоперевозки как бизнес: выживут ли частников с рынка?
Дальнобойщица Екатерина Миронова рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели, и рассуждает о будущем водителей-частников в России.
Я хочу поговорить о работе и организации моей деятельности. Выгодно ли сегодня быть водителем-частником? Я не буду называть цифры и уж тем более суммы в рублях – думаю, что мы обойдемся процентным соотношением.
Я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Для этого много ума не нужно: вы подаете заявление на портале Госуслуг, потом вас приглашают в налоговую, вы оплачиваете пошлину – и вот вы уже счастливый ИП.
После регистрации необходимо определиться, в каком банке вы откроете расчетный счет. Бухгалтерию либо придётся вести самому, либо нанять бухгалтера, который за отдельную плату будет отчитываться перед налоговой. А в некоторых банках есть услуга ведения бухгалтерии – вариантов масса.
Затем я получила бортовое устройство системы «Платон». В случае его порчи я должна буду оплатить штраф, 6 тысяч рублей. После этого нужно купить транспондер и положить на счет деньги для оплаты проезда по платным дорогам. В принципе, это всё – теперь можно ехать.
Проблемы начинающих перевозчиков
Один из острых и щепетильных вопросов – поиск грузов. Это, наверное, самая актуальная тема для грузоперевозчиков. Конечно, с вами, как с ИП, работающим без НДС, не будут сотрудничать крупные компании, работающие с НДС. Поэтому ваш удел – это всё, что за наличку или без НДС.
Вы можете прибегнуть к услугам диспетчеров, а можете самостоятельно искать грузы на АТИ. Когда я искала грузы сама, то столкнулась с необходимостью всегда иметь под рукой сканер и принтер, чтобы распечатать заявку на взятый груз.
Для тех, кто не знает, как это происходит, объясню: вы созвонились с грузовладельцем по телефону, договорились, всё хорошо. Вы готовы ехать, и заказчик готов везти груз в вашей машине. Вы отправляете ему свои данные, а он отправляет вам заявку, в которой вы должны расписаться и поставить штамп, а затем отсканировать и отправить её обратно по электронной почте. Только после этого можно отправляться в рейс.
С какими сложностями я столкнулась на данном этапе моей деятельности?
Это, в первую очередь, оплата моей работы. Она происходит через какое-то количество банковских дней. У некоторых перевозчиков сроки затягиваются до полугода! Но ехать вам надо не через полгода, а сегодня, и заправлять вас в кредит на АЗС никто не будет.
Если вы только начинаете работать в качестве ИП, важно не попасть в «яму» с оплатой, в ситуацию, в которой вам будет не на что будет ехать в следующий рейс.
Для этого можно попытаться самому или через знакомых диспетчеров договориться об оплате сразу на выгрузке.
С каждого рейса на топливо уходит 35-40% от стоимости перевозки. Остаётся 60%, но вы не можете положить их себе в карман, потому что необходимо оплатить «Платон», проезд по платным дорогам, мелкие расходы в рейсе и ремонт грузовика. Конечно, какие-то деньги у вас останутся, но нет гарантии, что завтра вам не придётся потратить их на машину. У меня сейчас идёт формирование «подушки безопасности», средств, которыми в случае чего можно будет расплатиться.
Страховка груза – вопрос для российских перевозчиков не стандартный, но важный. Я говорю не о крупных компаниях, а о частниках, индивидуальных предпринимателях. Среди них грузы страхуют единицы. На самом деле страховка – важная штука: вы хоть как-то себя прикрываете от всевозможных рисков.
Ладно если вы везёте железные трубы, но когда вы возите товары для дома или сада, бытовую технику, которая стоит бешеных денег, о страховке стоит задуматься.
Страховка оплачивается перед каждым рейсом. Каждый груз страхуется индивидуально, застраховаться на год вперёд, как в случае с ОСАГО, нельзя, ведь стоимость страховки зависит от стоимости груза, которая всегда разная. Поэтому нужно думать, нужна вам страховка или нет. Если вы возите трубы, то можно обойтись и без неё, но если в прицепе сотовые телефоны или, например, пиво – мое мнение, что в таком случае лучше груз застраховать.
«Ездили и будем ездить»
Раньше я не понимала собственников транспорта, своих работодателей. Не понимала, почему в одном случае машины стоят, а в другом выезжают на «копеечные» заказы. Мне казалось, что они ничего не понимают в перевозках и не знают, как ездить. Но всё становится понятно, когда ты сам встаешь на место логиста или диспетчера, когда становишься сам себе шефом. Тогда приходит понимание, почему мы ездили за копейки и почему у нас такая зарплата.
На эту тему можно философствовать бесконечно долго. В 2019 году грузоперевозки переживают сложный период. Многие говорят о тенденции к вытеснению водителей-частников, но я бы не сказала, что их вытесняют. Скорее, частный парк пытаются загнать под большие транспортные компании, чтобы всё было подконтрольно, подвластно крупным игрокам, чтобы всё пришло к единому знаменателю. Но Россия, конечно, страна большая, и есть множество моментов, которые не решаются просто так.
Мне кажется, что частников никто не выдавливает и не выживает. Крупные компании не могут увезти всё, и львиная доля их заказов возится именно нами, частными предпринимателями.
Мы как ездили, так и будем ездить — просто под крупными компаниями. Хорошо это будет или плохо? Я не берусь судить, не берусь какие-то прогнозы давать. Я лишь могу сказать однозначно, что никто никого не выживет.
Многие приводят в пример «Пятерочки» и «Магниты», которые якобы выжили небольшие продуктовые магазины. Так ведь не выжили! Я хожу в сетевые супермаркеты, но когда мне, к примеру, нужен хороший кусок мяса на шашлык, я иду на рынок, к частнику. Думаю, что многие согласятся со мной: когда нужно купить к столу что-то особенное, люди идут не в «Магнит», а на базар или в какой-то отдельный магазин.
Источник: канал Екатерины Мироновой