По данным «Платона». Рынок автоперевозок восстанавливается после пандемии
О полном восстановлении говорить пока рано, но похоже, что перевозчики постепенно выбираются из кризиса – об этом свидетельствуют данные системы «Платон».
Создатели «Платона» позиционируют систему не только как инструмент для сбора денег на ремонт автомобильных дорог, но и как средство сбора статистических данных. Именно этот аргумент стал причиной отказа, которым правительство ответило на просьбы перевозчиков, призывавших отключить систему на время пандемии. Недавно оператор «Платона», компания РТИТС, поделилась с журналистами «Известий» информацией о нынешнем состоянии отрасли автоперевозок.
Перевозки идут на поправку
Весной этого года общий пробег грузовиков по федеральным трассам ощутимо сократился. Жесткая просадка в апреле и мае объясняется неразберихой, связанной с ограничениями, вводившимися для грузовых автомобилей властями регионов. Максимальный спад был зафиксирован в апреле: тогда перевозки, по данным «Платона», сократились на 19,8%.
Сегодня же ситуация улучшается. В июне пробег грузовиков по федеральным трассам «отставал» от данных за июнь 2019 года на 11%, в июле разрыв сократился до 8% – об этом сообщает генеральный директор РТИТС Антон Замков. Он считает, что экономическая активность перевозчиков в обозримом будущем будет расти.
Быстрее всех восстановились после пандемии перевозки сельхозпродукции: они демонстрируют рост (+1% в июне и +5% в июле в сравнении с АППГ). Перевозки стройматериалов прибавили 7% в мае, 4% в июне и 4% в июле. Перевозки сборных грузов в июле выросли на 2%, а ритейлеры во втором месяце лета перевезли на 4% больше товаров, чем в прошлом году.
Проверка на прочность
Исполнительный директор национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина считает, что коронавирус стал для логистической отрасли настоящим испытанием. По информации СЭЛ, продовольственный сегмент во время ограничений оставался стабильным, в то время как перевозки непродовольственных товаров и промышленных грузов сильно сократились. Пик спада эксперты Союза зафиксировали в самом начале пандемии, когда в апреле остановили работу многие производственные предприятия в России и за рубежом: тогда объёмы перевозок сократились примерно на четверть.
— Самым тяжелым были апрель – начало мая, пока была паника, неразбериха с запретом на деятельность, правилами перемещения, пропускным режимом, – приводят слова Ольги Федоткиной «Известия».
Восстановление, которое рынок транспорта и логистики демонстрирует сегодня, по мнению экспертов СЭЛ связано в том числе и с отложенным спросом.
По оценкам правительства
Правительство оценивает состояние рынка российской экономики, опираясь на данные «Платона». Министерство экономического развития разработало индекс экономической активности, основанный на шести показателях (один из них – объем автомобильных грузоперевозок, информация о котором поступает из системы).
Весной перевозчики предлагали использовать приборы «Платона» для обеспечения бесперебойной доставки продовольствия и товаров первой необходимости в закрытые регионы и населенные пункты. В подобных целях система использовалась во время чемпионата мира по футболу 2018 года: тогда в города, где проходили матчи, пропускали лишь те транспортные средства, которые были оснащены устройствами «Платона». Их маршруты отслеживали надзорные органы.
— В «Платоне» уже есть все маршруты более 1,3 млн грузовиков, данные полумиллиона перевозчиков. Полученная статистика важна для оценки соответствия критериям при оказании финансовой помощи автотранспортным предприятиям, пострадавших в течение пандемии, – отметил председатель МОЭС Борис Рыбак в беседе с журналистами «Известий».
Осень покажет
В начале пандемии автоперевозки прошли через короткий период повышенного спроса – об этом рассказывает руководитель департамента международных автоперевозок ассоциации ведущих автотранспортных операторов (АВАТО) Кондратий Гайкевич. По словам эксперта, в апреле и мае наблюдались локальные пики роста в сравнении с этими же месяцами 2019 года. Появлялись новые срочные заказы на международные перевозки, в основном на перевозку медицинских масок и других актуальных в условиях пандемии товаров.
Состояние рынка в АВАТО сегодня оценивают как неопределенное: пока одни перевозчики восстанавливают объемы перевозок после весеннего спада, другие до сих пор ожидают изменения ситуации. Кондратий Гайкевич считает, что показательным периодом станет осень: именно тогда можно будет делать конкретные выводы о том, как отрасль пережила пандемию коронавируса.