Системе «Платон» 5 лет. Подводим итоги: друзья Путина обогатились, дальнобойщики обнищали
«Платон» отмечает своё пятилетие. Чиновники отчитываются о собранных миллиардах и отремонтированных дорогах, но многие перевозчики не разделяют их оптимизма. Они называют плату за проезд по федеральным трассам оброком, а некоторые и вовсе считают систему антиконституционной.
На этой неделе исполнилось пять лет с момента запуска в РФ системы «Платон». С 15 ноября 2015 года грузовики массой свыше 12 тонн должны платить за каждый километр, пройденный по федеральным трассам. Введение «Платона» с самого начала вызвало недовольство водителей и компаний-перевозчиков. Дальнобойщики устраивали забастовки, выражали недоверие Владимиру Путину, требовали отставки правительства. Массовые акции протеста притормозили повышение тарифов за проезд фур по дорогам, но саму систему «Платон» не остановили.
Внедряя «Платон», российские власти уверяли, что рынок автоперевозок станет прозрачнее и цивилизованнее, а отремонтированных дорог будет в разы больше. На деле «дорожный налог» негативно сказался на доходах водителей большегрузов, многие из которых оказались в бедственном положении. «Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных компаний, а также к повышению стоимости перевозок и как следствие — товаров. При этом система по-прежнему непрозрачна, желаемого контроля за ней нет, в результате многие перевозчики уходят в «серую» зону. Подробнее об этом — в материале Znak.com.
Доходы «Платона» и друзей Путина
В системе «Платон» сейчас зарегистрировано почти 1,4 млн транспортных средств, свыше 600 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков. Больше всего грузовиков и логистических компаний из Москвы, Московской области, Краснодарского края, Ростовской области, Санкт-Петербурга и Татарстана. Среди владельцев большегрузов 69% — физлица, 23% — юрлица и 8% — индивидуальные предприниматели, сообщили Znak.com в пресс-службе системы «Платон».
Если учесть, что всего в России около 1,5 млн грузовых машин массой свыше 12 тонн (это данные Росавтодора), а система «Платон» насчитывает в общей массе более 330 тыс. большегрузов иностранных перевозчиков, то получается, что около полумиллиона грузовиков по-прежнему находятся на «нелегальном» положении.
За пять лет с дальнобойщиков через «Платон» было собрано почти 130 млрд рублей, включая 6,6 млрд рублей штрафов.
На эти средства, если верить отчетам системы, было отремонтировано и построено 3,3 тыс. километров дорог и 133 моста. До 2022 года Росавтодор планирует направить поступления от «Платона» на ремонт и реконструкцию еще 100 мостовых сооружений и 600 км федеральных трасс. Больше всего средств получают Центральный и Приволжский федеральные округа — на них приходится 60% всех поступлений, а, например, Дальневосточный ФО получает только 2%. В пресс-службе объяснили перекос тем, что в определенных регионах дороги больше нуждаются в ремонте.
Средства из «Платона» сначала направляются в федеральный дорожный фонд и далее распределяются на дорожную инфраструктуру в регионах в счет возмещения вреда, который фуры наносят дорогам (порядок вреда определяет Росавтодор). Часть доходов забирает себе оператор «Платона» — компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Этой структурой владеют бизнесмен Игорь Ротенберг, сын близкого Владимиру Путину предпринимателя Аркадия Ротенберга, и АО «РТ-Инвест», соучредителем которого выступает госкорпорация «Ростех» (ей руководит Сергей Чемезов).
По концессионному соглашению за свои услуги оператор системы ежегодно получает 10,6 млрд рублей.
Таким образом, за пять лет от системы «Платон» люди из окружения Путина получили более 50 млрд рублей — это более трети всей выручки.
Бывший зампред правления Центробанка РФ Сергей Алексашенко ранее назвал систему «Платон» символом расцвета дружественной коррупции, когда часть государственных налогов отдается частным компаниям.
«Работаем в минус, не обновляем автопарк»
Координатор Объединения перевозчиков России по Екатеринбургу и Свердловской области Максим Фокин говорит, что дальнобойщики по-прежнему считают систему «Платон» антиконституционной. Основной закон позволяет им без каких-либо сборов переправлять грузы внутри страны, но Конституционный суд РФ в итоге посчитал иначе. В результате многим водителям приходится приспосабливаться под новые реалии, которые в условиях перманентного сокращения реальных доходов населения выглядят драконовскими.
Простой пример. Водители грузовых автомобилей сегодня должны платить 2,2 рубля за каждый километр, пройденный по федеральным трассам. В среднем фура грузоподъемностью больше 12 тонн потребляет около 35 литров топлива на 100 километров. При стоимости бензина в районе 50 рублей за литр, на 1 тыс. километров топлива набегает на 17,5 тыс. рублей, а плюсом к этому по системе «Платон» нужно заплатить еще 2,2 тыс. рублей.
«Это существенная нагрузка. Нужно ведь еще учитывать амортизационные расходы, куда входит не только обслуживание машины, но и стоянки, питание, сотовая связь, налоги и так далее. Как результат — мы работаем в минус. Существуем за счет того, что не обновляем автомобили, амортизационная составляющая в принципе исключена. Речи даже не идет о том, чтобы приобрести новые машины. А состояние тех, на которых ездим, с каждым днем только ухудшается. Только единицы могут позволить себе обновление автопарка», — отмечает Фокин.
Фото: znak.com
По его словам, «Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных фирм. Чувствуют себя сейчас хорошо лишь те компании и предприниматели, которые выигрывают тендеры или имеют отношение к структурам, близким к бизнесменам из окружения руководства страны. Остальные — или перешли на более мелкий транспорт, на который не распространяется система «Платон», или в принципе покинули сферу частных перевозок. По примерным подсчетам Фокина, только в Свердловской области количество дальнобойщиков за последнее время сократилось на 20–30%.
«Есть и те, кто избегает в нынешних реалиях платежей по системе „Платон“ различными ухищрениями и приспособлениями. Я не могу об этом говорить подробно, но это факт. Просто люди хотят жить и зарабатывать», — добавил собеседник Znak.com.
«70% перевозчиков ничего не платят»
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказывает, что у перевозчиков накопилось огромное количество претензий к «Платону». Многие указывают на некорректность работы системы при выставлении счетов по маршрутным картам, грузоперевозчики не понимают, на каких основаниях порой им выписываются штрафы. Ответы на эти вопросы они не могут получить месяцами от оператора «Платона» и Ространснадзора.
«Нам обещали прозрачную и понятную систему „Платон“, но мы этого не видим, она до сих пор неэффективна. Недоработок — огромное количество. В том числе — отсутствие строгого контроля над установкой приборов (бортовых устройств, которые должны устанавливаться в грузовиках. Официально их выдано сейчас 2,2 млн единиц. — Прим. ред.) и над штрафами.
По нашим данным, сейчас только 30% перевозчиков платят по тарифам, а 70% уходят от них разными способами.
Не берут с собой бортовые устройства, пользуются другими хитростями на дороге — ставят глушилки, завешивают тряпками госномера, чтобы их не считали автомобили контроля, заранее узнают, где и когда стоят эти автомобили, чтобы объехать их.
Отсутствие контроля за теми, кто пытается обойти систему и не вносить плату, приводит к формированию недобросовестной конкуренции», — отмечает собеседник Znak.com.
В пресс-службе «Платона» в ответ заявляют, что на федеральных трассах в круглосуточном режиме работают свыше 600 рамных конструкций и специальных автомобилей контроля. При этом ведется работа над внедрением новых сканеров и камер фотофиксации и над увеличением количества контрольных точек.
Но Владимир Матягин не сомневается, что система сбора средств абсолютно неэффективна, и предлагает произвести небольшие расчеты. Официальные данные говорят о том, что «Платон» за пять лет заработал 130 млрд, получается, ежегодно система зарабатывает около 25 млрд рублей. 12-тонная фура может проезжать в месяц в среднем 20 тыс. километров, это 44 тыс. рублей по тарифу «Платона» ежемесячно и свыше 500–600 тыс. в год.
«Таким образом, чтобы достичь показателя в 25 млрд рублей, нужно всего около 45 тыс. грузовых автомобилей. А их в системе 1,4 млн! Как говорится, „где деньги, Зин?“. Если бы все платили законопослушно, речь шла бы о триллионах рублей. И тут напрашивается вывод — либо собираемость крайне никакая, либо нас обманывают, не называя реальных сумм, которые собирают», — комментирует Матягин.
Перевозчики просят снизить налоговую нагрузку
Изначально планировалось установить тариф системы «Платон» на уровне 3,73 рубля за километр пути, но из-за массовых акций протеста дальнобойщиков его снизили до 1,53 рубля.
Льготный период прошел быстро. В 2019 году тариф повысили уже до 2,04 рубля, в 2020-м — до 2,20 рубля, в 2021-м его увеличат до 2,35 рубля. Дальше стоимость за километр будут индексировать в пределах прогнозируемого уровня инфляции — примерно на 4%.
«Они специально ведут плавную индексацию, чтобы не сильно ощущалось повышение стоимости. Но если задуматься, то тариф с начала действия системы „Платон“ увеличился более чем на 50%», — констатирует Фокин.
В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, перевозчики просят снизить для них налоговую нагрузку. Они отмечают, что работать стало гораздо сложнее из-за ограничений по COVID-19, но важность перевозок в сложившихся обстоятельствах возросла. Поэтому Ассоциация международных автоперевозчиков призывает премьер-министра Михаила Мишустина на 2021 год освободить перевозчиков от уплаты транспортного налога и от взносов в систему «Платон», которые они между собой называют «дорожным оброком».
Фото: republic.ru
Среди других требований — обеспечить субсидирование лизинговых платежей и освободить от утилизационного сбора большегрузы определенного класса.
Как сообщили Znak.com в организации, предприниматели несут большие финансовые потери из-за увеличения расходов, но прилагают все усилия для соблюдения обязательств перед заказчиками. В 2020 году на работу перевозчиков сильно повлияли карантинные ограничения, но отрасль не ощутила желаемой поддержки государства.
В системе «Платон» подтверждают, что экономическая активность грузоперевозчиков в этом году снизилась. «Есть индекс „Платона“ — соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019-му. Спад в апреле составил 19,8%, в октябре — 0,9%», — рассказали в пресс-службе системы, уточнив, что общий пробег грузовиков превысил значения прошлого года только в первые недели ноября — и всего лишь на 2%.
В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики говорят, что за последние годы топливо для корпоративных клиентов нефтяных компаний подорожало на 30%. В результате выросла цена транспортных услуг.
Это в свою очередь сказывается на стоимости перевозимых товаров, в том числе продуктов.
Ситуация усугубляется увеличением НДС и отменой в 2019 году налоговой льготы, которая освобождала от уплаты транспортного налога плательщиков системы «Платон». То есть сейчас владельцам большегрузов нужно платить не только за проезд по федеральным трассам, но и на общих основаниях транспортный налог, который зачисляется в бюджеты регионов.
Еще один вопрос, который волнует дальнобойщиков — это отмена с 1 января 2021 года единого налога на вмененный доход, основной плюс которого заключается в его простоте расчета и возможности платить относительно небольшой налог при больших оборотах. Теперь предпринимателям нужно перейти на другие налоговые режимы. Если не обозначить новый вариант до конца года, бизнес автоматически переведут на общую систему налогообложения, что чревато лишними расходами. Поэтому перевозчики и настаивают на введении моратория по основным налогам.
Что дальше?
Комментируя требования компаний-перевозчиков, Владимир Матягин указывает, что ассоциация пытается построить диалог с представителями «Платона» и властью, но пока не получается. Участники рынка надеялись, что автоперевозки в России станут прозрачнее и цивилизованнее, но этого не получилось. Люди считают, что выгоду получили только власти, которым стало проще отслеживать грузопотоки, собирать статистические данные и получать в бюджет дополнительные средства.
При этом в ближайшие годы в России значительно увеличится протяженность трасс, за проезд по которым придется платить большегрузам.
В пресс-службе «Платона» Znak.com рассказали, что по решению правительства РФ до 2025 года около 20 тыс. километров региональных дорог станут федеральными, что увеличит их протяженность почти на 40%. Можно предположить, что из-за этого может вырасти количество перевозчиков, которые будут работать в «серой» зоне.
«Рынок грузоперевозок низкомаржинальный. Расходы на перевозки растут постоянно, дорожают и запчасти, и топливо. Плюс налоги и плата за проезд по федеральным трассам. Многие дальнобойщики находятся в бедственном положении, люди буквально выживают.
Речь об обновлении автопарка вообще не идет, даже на ремонт и покупку новой резины денег нет. Автомобили в ужасном состоянии — средний возраст грузовых машин в России 21 год. Это может в итоге негативно сказаться на безопасности движения.
Но государство продолжает лезть в карман к простым гражданам и потом радостно рапортует о ремонте мостов и трасс. Но мост или дорогу на хлеб не намажешь. Людям просто хочется жить нормально, а их вынуждают все больше и больше платить — той же системе „Платон“, к прозрачности и адекватности которой очень много вопросов.
Нужно приводить эту систему в порядок и вводить достаточный контроль за действующим законодательством. Но сколько придется ждать — десять, двадцать, тридцать лет?» — резюмирует Матягин.