Грузовикам закроют въезд на МКАД: штраф 5 тысяч. Рассказываем, кого это не коснётся
В Московском регионе значительно ужесточились правила для грузовиков: сначала был введен круглосуточный запрет на транзитное движение по МКАД для большегрузов, а затем и для машин поменьше. Как решения сказались или еще скажутся на логистике и тарифах на перевозку?
В 20‑х числах февраля ограничения были введены для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой от 12 тонн. Передвигаться по МКАД для них стало возможным только при наличии пропуска на въезд в Москву. И если прежде в период с 22:00 до 06:00 большегрузам для движения по МКАД такой документ был не нужен, теперь требование действует и ночью.
Этот шаг стал неожиданностью для перевозчиков — по свидетельствам участников рынка, их не предупредили заранее. Сначала предполагалось, что табу для большегрузов будет в силе всего пару дней, затем — в течение года. Однако мэр Москвы Сергей Собянин уже в первые дни действия нового порядка высказался за то, чтобы оставить МКАД закрытой для транзитных грузовиков на постоянной основе.
На следующем этапе было принято решение ввести аналогичный запрет для машин и с массой от 3,5 тонн. До сих пор для движения по МКАД и до Третьего транспортного кольца на них пропуска не требовались. Сначала было объявлено, что приказ вступит в силу с 5 апреля, а затем — с 5 мая. Таким образом, участникам рынка дали дополнительный месяц, чтобы перестроить маршруты.
Иностранным перевозчикам изначально хотели разрешить передвигаться по МКАД без пропуска в ночное время (с 22:00 до 06:00), но и тут впоследствии переиграли. В итоге, согласно сообщению московского Департамента транспорта от 18 марта, для них будут действовать такие же правила, как и для российских компаний.
Все вводимые запреты затрагивают только транзитные машины — для грузовиков, которые возят товары в Москву, ничего не изменится, подчеркивают столичные власти. То есть для машин с пропусками на въезд в столицу и передвижение по ней.
Впрочем, ограничения коснулись и тех, кто везет товары на распределительные центры в Москву. Ранее с 22:00 до 6:00 для этого не нужно было оформлять пропуск.
Согласно расчетам чиновников, нововведения снизят нагрузку на уличную сеть столицы, улучшат экологическую обстановку и уменьшат количество тяжелых ДТП с участием грузовых автомобилей. И, по данным властей Москвы, это стало приносить плоды уже на этапе введения ограничений для грузовиков от 12 тонн. В результате данного шага средняя скорость движения на МКАД увеличилась на 11 %, снизилась аварийность.
Транзитному грузовому транспорту приходится переходить на трассы А-107, А-108 и Центральную кольцевую дорогу (ЦКАД). Именно на последнюю из перечисленных трасс ушло 96 % таких большегрузов-транзитников в результате введения запрета. Согласно информации властей Москвы, на ЦКАД, А-107 и А-108 прибавилось порядка 5,5 тыс. большегрузов в сутки, что, как заявил Сергей Собянин, не критично, так как новая трасса может пропустить и больше машин. Строительство дороги почти завершено и проблем с использованием дороги как транзитной магистрали нет, заявляют в дептрансе столицы.
Если проехать по «кольцу» без пропуска, автоматически придет штраф в 5 тыс. руб. Устройства видеофиксации позволили сделать вывод: порядка 2 тысяч из 13 тысяч фур, которые каждый день перемещались по МКАД, оказались именно транзитными.
Усложнили жизнь
Как выяснилось, не все перевозчики оказались готовы к новшествам: часть складов находятся внутри МКАД, так что пришлось оперативно перекраивать логистику.
В середине марта ряд бизнес-объединений выступили с обращением в адрес московских властей, в котором предупредили о рисках доставки товаров, которые перевозились без оформления пропусков в ночное время. Участники рынка также указали, что ЦКАД, которая была предложена как альтернатива МКАД, не в полной мере готова к приему грузового транспорта — вопреки мнению властей. Там не хватает развязок, съездов (из-за чего грузовикам приходится «крутиться»), а также инфраструктуры. Кроме того, бизнес предупредил о росте затрат на перевозку, что скажется на конечной стоимости товаров. Дело в том, что платный проезд по ЦКАД может стоить около 700 тыс. руб. в год для одного грузовика.
А еще авторы обращения пожаловались на ужесточение контроля за соблюдением маршрутов под угрозой лишения пропусков. Дело в том, что запрет на отклонение от маршрута под угрозой санкций лишит возможности объезда пробок и удлинит всю логистическую цепочку.
Действительно ли введенные ограничения для въезда большегрузов на МКАД негативно сказались на логистике и что ждать от новых — для небольших грузовиков? Об этом мы спросили экспертов и участников рынка.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов подтверждает информацию о негативном эффекте. Он напомнил, что большое количество складов находится внутри «кольца». И участникам рынка, по его словам, пришлось в сжатые сроки корректировать маршруты и прайсы на перевозки с учетом оплаты проезда по ЦКАД. А это более 3000 рублей с каждой фуры без транспондера. «Например, любая логистическая компания, грузоперевозки которой проходят по маршруту М-2 »Крым» — М-10 »Россия», заплатит по 3450 рублей за проезд каждого большегруза», — привел пример эксперт.
Помимо этого транспортные компании опасаются дополнительных расходов на оформление пропусков, которые раньше не требовались,
отметил он. Либо траты потребуются на перенос складов, которые находятся в пределах МКАД. «До введения ограничений региональные большегрузы заезжали на МКАД по ночам, осуществляли погрузку в своих логистических центрах и к 6:00 успевали выехать за пределы Москвы», — напомнил Тузов.
Участники рынка рассказали, как справились с ситуацией. В основном, они перестроили логистику, используя грузовики с пропусками для въезда на МКАД, а грузовики без пропуска — за пределами МКАД.
Руководитель службы транспортной логистики ПЭК Магомед Гасанов сообщил, что фуры без пропусков компания сфокусировала на отгрузках со склада в Бутово, а имеющие пропуск — на площадках в Алтуфьево и других.
«Также с партнерами-перевозчиками мы применяем следующую технологию, — рассказал представитель ПЭК. — Фуры без пропусков доставляют груженые полуприцепы к МКАД, далее происходит перецепка полуприцепа к тягачу с пропуском, который и подвозит его на склад, расположенный внутри МКАД. И, соответственно, наоборот».
Смена тягача, уточнил он, происходит на площадке в хабе ПЭК в Бутово либо на специально определенных стоянках. «На наш взгляд, такая технология будет популярна у перевозчиков в качестве решения, позволяющего нивелировать зависимость от наличия пропуска на весь автопарк», — считает эксперт.
У международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» произошли небольшие изменения. Как сообщил заместитель генерального директора компании Михаил Пальков, для автомобилей, которым требуется въезд в пределы МКАД, как и раньше, оформляется пропуск. Что касается транзитного потока — он переместился на ЦКАД.
Некоторые перевозчики в этой ситуации могли бы переориентироваться на более легкий грузовой транспорт, однако это их не спасет.
С 5 мая, как уже было сказано, вводятся новые ограничения на проезд по МКАД — для грузовиков с разрешенной массой свыше 3,5 тонн.
Руководитель юридического отдела компании Dentro Елизавета Пониматкина рассказала, что достаточно большое количество складов клиентов находится в пределах МКАД, а также недалеко от ТТК. И заезжать на них через ЦКАД логистически неправильно и усложняет перевозки, так как увеличивает время в пути и расходы на каждую единицу транспорта.
По ее словам, если переносить склады, это будет сопровождаться дополнительными затратами по доставке уже непосредственно на территорию Москвы, констатировала Пониматкина. Ведь сейчас они расположены исходя из удобства для клиентов.
Магомед Гасанов предположил, что запреты действительно подтолкнут часть грузовладельцев к открытию новых распределительных центров или переносу существующих.
Но на практике, по его словам, легче наладить процесс получения пропусков, нежели перестраивать логистику.
Однако в целом процесс постепенного переноса складских комплексов, распределительных центров и так далее в район ЦКАД — дело времени, отметил представитель ПЭК. И этот процесс, по его оценке, пойдет быстрее с развитием инфраструктуры вокруг Центральной кольцевой автодороги, увеличением числа съездов и так далее.
Пропускает ли система?
Что касается пропусков, здесь у участников рынка опыт разный. «У нас каких-то проблем с этим не возникает, — сообщил директор по транспортной логистике ООО »Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов. — Полагаю, власти Москвы при выдаче таких пропусков исходят из интересов столицы и учитывают обстоятельство, что город надо продолжать снабжать всем необходимым».
Руководитель службы транспортной логистики Татьяна Кузьминова на момент опроса сообщила, что пока сложностей с оформлением пропусков перевозчики не испытывают. Если есть срочная необходимость, можно оформить разовый пропуск, добавила она.
«Пока это сильно не сказалось, ведь годовые пропуска у нас есть на большую часть автопарка, — рассказала, в свою очередь, Елизавета Пониматкина (Dentro). — Но сможем ли мы по окончании их действия получить пропуска снова? Пока это огромный вопрос. И уже исходя из этого необходимо будет перестраивать работу».
Она назвала годовой пропуск «большой болью и проблемой». За два месяца из 80 поданных компанией заявок положительными оказались только две, констатировала эксперт.
«При этом комплекты документов подаются аналогичные и соответствующие требованиям, а в ответ получаем отказ со ссылкой на общие положения регламента, — уточнила она. — Мы даже не понимаем, что должны исправить, чтобы далее подать еще раз и получить пропуск. Власти отправляют нас к получению разовых пропусков, но тут возникает следующая проблема — мы не всегда заблаговременно знаем, какое ТС едет в Москву. Очень часто заявки на перевозку берутся накануне».
В федеральной логистической компании IML сложностей с оформлением пропусков нет, несмотря на неожиданное новшество для большегрузов, сообщила генеральный директор компании Елена Шутюк. Все магистральные транспортные средства IML и ее партнеров вовремя получили необходимые пропуска. «В нашей компании эта процедура уже давно проработана, а в период пандемии мы ее максимально отладили», — заявила Шутюк.
В «ТРАСКО» заявили, что проблему в оформлении разовых пропусков составляет недоступность этой услуги 24/7, а также время, которое приходится тратить на их оформление.
«Сейчас возможность оформить пропуск есть только в рабочее время с понедельника по пятницу и в течение 8 часов, что, безусловно, не очень удобно»,
— сообщил Михаил Пальков.
По наблюдениям Алексея Тузова, проблемы с оформлением пропусков для пересечения МКАД через Госуслуги могли возникнуть у иностранных транспортных компаний, нерезидентов РФ. «Им приходится обращаться за помощью к российским посредникам, что уже привело к большому числу отказов перевозчиков принимать заказы с местом погрузки или разгрузки в Москве», — отметил эксперт.
Между тем, для грузовиков с 5 мая заработают новые правила получения пропуска на движение по столичным дорогам. Упростится ли задача?
Уже полученные пропуска продолжат действовать, а оформить новое разрешение можно будет по-прежнему бесплатно — через сайт Госуслуг, говорится в сообщении столичного департамента транспорта. При этом подать заявление на годовой пропуск можно будет за 60 дней до истечения срока действия старого разрешения, вместо нынешних 30 дней. А в отношении разовых пропусков срок подачи заявления вырастет с двух до четырех дней.
Дептранс поясняет, что больше не придется подтверждать прохождение техосмотра — доступ к этим данным будет предоставлен автоматически. Однако пропуск не дадут в случае, если на один автомобиль подают сразу два заявления и делают это не собственники транспорта. Нельзя будет оформить пропуск и если срок действия прав водителя грузовика истекает раньше, чем действие разрешения.
Пропуск на въезд грузовых автомобилей в Москву — по МКАД, ТТК и СК — сроком до года можно оформить только онлайн на сайте дептранса, подсказал Магомед Гасанов (ПЭК). «Но на деле это сложно проходимый »квест», и не все перевозчики могут получить пропуск с первой попытки, — констатировал он. — Иногда перевозчику в оформлении пропуска отказывают. Причину отказа не поясняют, и, чтобы ее узнать, нужно дополнительно связываться с Департаментом транспорта. А затем начинать всю процедуру сначала. Отсюда задержки с оформлением пропусков».
При этом крупные и средние компании на бóльшую часть автопарка оформляют годовые пропуска заблаговременно, отметил он.
Новую процедуру он упрощением не считает, поскольку, по сути, меняется только срок, в течение которого можно подать заявление на продление годового пропуска и оформление разового. Кроме того, по словам Гасанова, «про запас» получить пропуск теперь не получится, так как ужесточится контроль.
«У крупных ТК, таких как ПЭК, действуют годовые пропуска, они остаются в силе, поэтому получать пропуска сразу на весь автопарк перевозчикам не придется, — заметил он. — Разрешения на проезд будут заменяться по мере окончания срока действия выданных ранее. Это даст возможность компаниям адаптироваться к новой системе».
Однако для малого и части среднего бизнеса это может стать проблемой. «Есть вероятность, что какие-то небольшие компании уйдут с рынка, — считает эксперт. — А это повлечет за собой дефицит транспорта и, как следствие, увеличение тарифов».
По оценке Dentro, процедура практически не изменилась — поменялись формулировки. Сложности в итоге те же самые, считает Елизавета Пониматкина.
Будет ли подорожание?
Власти Москвы утверждают, что подорожания из-за этих ограничений нет и не будет, ведь крупные торговые перевозчики оформляют для водителей годовые пропуска заблаговременно. Скажутся ли запреты на ценах, в том числе на перевозки? Мнения экспертов оказались неидентичными.
«Действительно, крупные компании в этой ситуации имеют определенные преимущества, — отметил Магомед Гасанов. — У них отлажена процедура получения пропусков и есть действующие пропуска на большее количество фур».
Но есть ряд обстоятельств, отметил он. Раньше транспортные компании распределяли свои потоки поровну и часть грузов ездила в ночное время, когда пропуск был не нужен. Из-за неожиданности введения ограничений на часть большегрузов не удалось заблаговременно оформить пропуск. Кроме того, транзитный проезд через МКАД теперь невозможен. Поэтому часть маршрутов транспортные компании частично переводят на ЦКАД.
«Есть два фактора риска, из-за которых могут вырасти тарифы, — сообщил эксперт. — Первый — большая часть ЦКАД является платной. Например, с транспондером проезд по всей ЦКАД от М-10 до М-2 стоит около 1,7 тыс. рублей».
Второй фактор — увеличение пробега, а следовательно и расхода топлива. «Пробег возрастает и у транзитных фур, которые вынуждены объезжать Москву, и у тех, кто следует на распределительные центры между ЦКАД и МКАД, или внутри МКАД, — констатировал представитель ПЭК. — В том числе это происходит из-за ограниченного количества съездов с ЦКАД: построено 16 и строится еще три».
И в итоге, чтобы попасть в нужное место, грузовикам приходится проезжать по более сложному и длинному маршруту. Эксперт привел сравнение с МКАД, где обустроено порядка 200 съездов.
Кроме того, пока часть ЦКАД — порядка 25 км — еще достраивается, здесь есть риск возникновения пробок, особенно при увеличении трафика, а это потеря времени, добавил Гасанов.
«Естественно, это скажется на цене перевозки, — считает Елизавета Пониматкина. — Мы не можем не заложить стоимость проезда по ЦКАД в тариф. А это приведет к тому, что в выигрышной позиции будут перевозчики с пропуском на МКАД — и тариф может быть дешевле, и время доставки меньше».
Михаил Пальков («ТРАСКО»), в свою очередь, отметил, что новшества не должны отразиться на стоимости товаров. «У перевозчика есть возможность заблаговременно оформить пропуск. Действительно, ЦКАД платная, но там более высокая средняя скорость и, как следствие, меньше расходы на топливо», — пояснил он.
Елена Шутюк назвала влияние ЦКАД на цено-образование маловероятным. «Простои в пробках, ограничения в скорости, протяженность и сложность маршрута, качество дорожного покрытия — все эти факторы влияют на стоимость обслуживания транспорта, — напомнила представитель IML. — В этом смысле плата за въезд более чем оправдана и может привести к экономии».
В целом тема перевода транзитных грузовиков на ЦКАД хорошая, ведь разумно вывести транзитные потоки на внешние диаметры, считает Виталий Скуратов. «И автовладельцев можно новой трассой заинтересовать, если предложить разумную цену за проезд, — отметил представитель »Байкал-Сервис ТК». — Важно, чтобы выгоды, которые получает водитель от проезда по ЦКАД (экономит время, топливо, бережет нервы), превышали ту цену, которую ему предлагается заплатить. Они должны быть достаточной компенсацией за то, что он избежит таким образом неудобств, которые его ждут при проезде по загруженным трассам».
Между тем, в Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» в марте рассказали журналистам, что тарифы на большегрузные перевозки уже выросли на 15–20 %.