«Нам приходится годами выпрашивать оплату», — предприниматель о порочной системе в сфере грузоперевозок
Ольга Дагаярова уже 15 лет занимается грузоперевозками в Якутии. Принято считать, что эта область очень прибыльна, и наверное, поэтому она закрыта завесой молчания. Ольга решила разбить миф о больших деньгах и рассказала, как обстоят дела в системе грузоперевозок на самом деле.
— Я хочу, чтобы люди узнали всю подноготную системы грузоперевозок в Якутии. Все думают, что в этой сфере можно заработать много денег. Такие мифы ходят еще с 2000 лет.
Наверное, якутяне могли бы получать достойную оплату, но все портит сложившая порочная система отсрочек и неуплат. Так получилось, что предприниматели ждут денег за выполненные работы годами. Да, годами, влезая в долги, оформляя кредиты.
Им приходится выпрашивать свои заработанные тяжким трудом деньги, ежедневно ходить к заказчикам, чтобы те не забывали, постоянно унижаться и просить.
Сколько стоит грузовик?
Ольга сообщила, что особой прибыли у предпринимателей давно нет, особенно учитывая затраты:
— На самом деле многие не знают, сколько нужно вложить в машину. Ведь чем она больше, тем больше затрат.
К примеру, грузовик с большим и средним пробегом стоит полтора миллиона рублей. На перегон из Владивостока или центрального региона нужно потратить 100 тысяч рублей.
Чтобы поставить в рейс машину, нужно около 100 тыс. рублей. Ее нужно завезти в гараж, отогреть, проверить, может колеса поменять.
Во время поездки необходимо учесть затраты на ремонт. Часто лопаются колеса от тоннажа, жаркой или холодной погоды. Для примера: одно колесо стоит 25 тыс. рублей. Довольно часто происходит поломка внутри покрышки, тогда ремонт обходится чуть дешевле. Но надо учесть трудозатраты и время. Ведь водителю надо снять колесо, заклеить и поставить обратно. В основном, водитель сам занимается ремонтом, это очень тяжелый труд. Запчасти нужны всегда, особенно если работаешь не в городе, а на трассе. При поломке приходится запрашивать необходимую запчасть, ждать, а это опять время, а значит деньги.
Кроме того, когда работаешь на большегрузе, то нужно включать систему «Платон». При включении за каждый км начисляются деньги. В день можно заплатить больше 1,5 тыс. рублей за дорогу. То есть помимо ГСМ за свой счет, деньги сдирает и государство.
«Денег добиваюсь через суды»
Наша собеседница рассказала о своей ситуации, сложившейся с ее заказчиками:
— А сейчас о главном. О том, как нам приходится ожидать оплаты.
2 августа 2018 года я подписала договор на перевозку груза с ООО «Инвестдорстрой», который находился по адресу Автодорожная. Договор был подписан Яковом Сидоровым. Там же, в допсоглашении, в лице заказчика, исполнительного директора значился Василий Петров.
После исполнения заказа денег я так и не дождалась, и предъявила претензию 30 января 2019 года, на что заказчик не отреагировал. Пришлось подать в суд. Лишь тогда появилась какая-то реакция. Перед судом приезжал юрист «Инвестдорстроя», и в июле 2019 года я согласилась на примирение сторон.
14 июня 2020 года я заключила договор с ООО «РесурсТранСнаб» в лице того же управляющего Василия Петрова. Условия договора были выполнены в полном объеме. А вот перечисление денег было всего два раза — в сентябре и октября. Значительную сумму до сих пор не перечислили. Претензия была сдана 15 января 2021 года. Снова реакции никакой не было.
Обе конторы – ООО «Инвестдорстрой» и «РесурсТранСнаб» связаны. Исполнительным директором ИДС и управляющим РТС значится один и тот же человек, Василий Петров.
У этих предприятий много видов деятельности, значит, они перекидывают средства с одного предприятия на другое. Да, возможно они не настроены «кидать», но такая задержка непозволительна. И наше молчание позволяет это делать.
Нам говорят, судитесь. На словах все выглядит просто. Но чтобы подать исковое заявление в суд, нужно нанять адвоката, это около 40 тыс. рублей, плюс заплатить госпошлину, это около 29 тыс. на полную сумму задолженности.
Плюс моральные затраты. Когда нанимались на работу, на второй машине работал наш друг. Он добросовестно выполнил заказ, но я до сих пор не могу оплатить его работу из-за задержки оплаты от «РесурсТранСнаба».
«Обманутых предпринимателей очень много»
— Конечно, данные предприятия не одни такие, — продолжает наша собеседница. — Таких ситуаций в нашей сфере – множество. Более того, так поступают все. Где-то месяц назад звонил следователь, который расспрашивал про договоры. Оказалось, к ним обратились грузоперевозчики, которым не оплатили по договорам. Скорее всего, это предприятие тянет с оплатой перевозчикам уже 3-4 года.
И так происходит постоянно. Я занимаюсь грузоперевозками с 2006 года, мой супруг водитель. И все это время я хожу по предприятиям. Во-первых, нужно добиться, чтобы вначале подписали акты выполненных работ. Я ходила через день, чтобы найти руководителей, которые часто бывают вне офиса, на объектах. Во-вторых, никто не хочет вовремя оплачивать деньги по договору подряда, в котором указаны сроки в 1-2 месяца. За все время мне встретилась лишь одна компания, которая вовремя оплатила, это госпредприятие. А со всех остальных компаний, выигравших тендеры, выбить деньги очень тяжело.
«Вот-вот через 2 недели будут деньги», — заверяют они. И ты вроде успокаиваешься, срок небольшой, можно подождать, уезжаешь домой. Но денег все нет и нет.
Приходится терпеть пренебрежительное отношение со стороны руководства компаний. Ведь ты находишься в статусе просителя, на тебя могут смотреть косо и брезгливо, выражать недовольство, раздражаться.
А ты, как проситель, вынужден зачастую заискивать. Помню, как один директор мне сказал, что вначале он заплатит своим работникам, а потом наемным. Этот опытный и пожилой человек даже не думал, что это нетактично, неправильно и незаконно.
Это я еще активная, живу в городе. А есть наши предприниматели из деревень, которые до сих пор не получили подписанные акты. Я видела стопки неподписанных документов в бухгалтерии. А отсутствие актов – это отсутствие оплаты.
Обманутых предпринимателей очень много. Молодые ребята, наслушавшись мифов, вскладчину покупают большегруз, но деньги не получают. И живут ожиданием подачек. Конечно, нервы у многих не выдерживают. Когда ты ждешь оплаты каждый день – это очень отражается на психике, могут быть и срывы, многие прибегают к алкоголю, чтобы снять стресс.
«Грузоперевозки надо взять под особый контроль»
— В СМИ говорят, что город процветает, дороги ремонтируются, и не затрагивают проблемы, не пишут, кто этим занимается, какие взаимоотношения сложились у заказчиков и исполнителей. В этом есть и вина тех, кто занимается грузоперевозками. Никто никуда не обращается. Большая часть наемных работников из поселков. Все ждут, перебиваются с копейки на копейку. На бумаге есть зарплата, а денег нет. Думаю, все водители по найму меня поймут и поддержат.
В стране говорят о поддержке предпринимателей. Но ее нет. Взять хотя бы бюджетников, попробуйте им задержать зарплату, сразу вмешается прокуратура. А почему нам не могут выплатить деньги, которые уже изначально заложены в объект?
Заказчики, сдав дорогу, получают полностью всю сумму. Нас, перевозчиков грузов, не касается оплата за тендер, в течение 1-2 месяцев они обязаны нам заплатить, не дожидаясь окончания работ на объекте.
Такая ситуация, несомненно, отражается на качестве работ на стратегических объектах. Ведь на все работы проводятся тендеры, и выигрывает тот, кто предлагает меньшие затраты по бизнес-плану. Они получают оплату и еле-еле работают. Вон дорога «Вилюй» местами разваливается, потому что «ооошки» делят между собой большую часть денег. Документально я это конечно подтвердить не могу, но визуально это видно. Все подтвердят, что если проехаться по федеральной дороге Якутск-Верхневилюйск, то открывается страшная картина. Да, по сравнению с тем бездорожьем, что было, можно спокойно ездить, но надо признать, что дорога очень плохого качества.
В прошлом году, когда я поняла, что нам не собираются оплачивать, мы пошли на крайние меры — вернули машину с дороги. Мне пришлось взять кредит, ведь мне надо содержать семью. Сейчас я буду продавать нашу кормилицу, в которую вложено столько труда.
Считаю, что помимо строительства дорог, государство должно проверят предприятия, участвующие в этих работах. Например, раньше такая же ситуация происходила в строительстве домов. Из-за участия сомнительных компаний возникали долгострои. По новому закону, пока компания не покажет определенную сумму средств, их не допустят к строительству. Почему бы не сделать так, чтобы с дорогами было то же самое? Чтобы компании, участвующие в торгах, доказывали свою платежеспособность: демонстрировали наличие суммы средств, позволяющих расплатиться с компаниями, которые занимаются подрядом. Считаю, что Ил Дархану надо взять грузоперевозки под особый контроль.
Все слова Ольги подтверждаются документами, предоставленными в редакцию. На прошлой неделе она вынуждена была обратиться в прокуратуру.