8 рублей за километр. В Татарстане решили судьбу регионального «Платона»
В республике изучили состояние региональных трасс и подсчитали, сколько денег нужно брать с перевозчиков, чтобы привести их в порядок.
О планах введения платы за проезд по региональным дорогам Татарстана стало известно в прошлом году, когда соответствующий законопроект, разработанный Госсоветом республики, проходил согласование с профильными ведомствами.
Перевозчики, конечно, эту инициативу не поддержали. Глава местного профессионального объединения Владислав Абрамов назвал её «очередным бизнес-проектом», отметив, что даже федеральный «Платон» приносит больше денег оператору, нежели дорожным бюджетам. Тем не менее, некоторые эксперты вполне допускали распространение системы (или её аналогов) на дороги Татарстана, указывая на возможное лобби во власти республики, плохое состояние местных трасс и недостаток бюджетных средств.
К счастью для перевозчиков, их опасения не подтвердились.
Сегодня в Татарстане состоялось заседание комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Основной его темой стал тот самый законопроект. Работавшие над ним эксперты провели финансовое моделирование и рассчитали ориентировочный размер платы, которую необходимо взимать с владельцев большегрузов, чтобы поддерживать трассы в нормативном состоянии. В ходе моделирования были проведены испытания на 24 участках региональных автодорог.
В результате выяснилось, что тариф местного «Платона» мог бы варьироваться в пределах 3,07-8,63 рубля за километр.
Оценка, верхняя планка которой в несколько раз превосходит действующий на федеральных дорогах тариф, депутатов неприятно удивила. Собравшиеся сошлись во мнении: принятие законопроекта значительно увеличит нагрузку не только на перевозчиков, но и на производственные предприятия, а стоимость товаров в магазинах ощутимо вырастет.
В итоге идею регионального «Платона» было решено отложить.
— Конечно, эти цифры – от 3–8 рублей за километр – сегодня неприемлемы. Обсуждение показало, что, наверное, все-таки преждевременно вводить плату. Нужно сначала сеть дорог приводить в нормативное состояние, – приводит портал Бизнес.Online слова председателя экспертного совета при комитете по жилищной политике и инфраструктурному развитию Павла Чернова.
Глава комитета Александр Тыгин (которого Владислав Абрамов ранее называл лоббистом идеи о взимании платы), впрочем, допустил, что в будущем к этому вопросу республика еще вернётся – из-за неудовлетворительного состояния региональных трасс, менее половины которых соответствуют требуемым нормативам.
* * *
Идея о введении аналога системы «Платон» на региональных автодорогах не нова. Аналогичные проекты обсуждались и в других регионах – в Краснодарском крае, в Ленинградской области. Татарстан, впрочем, пошёл дальше всех: подобных исследований для расчёта тарифа не проводилось еще нигде. Их результаты оказались закономерными: если состояние региональных дорог ощутимо хуже, чем федеральных, то и денег на их ремонт понадобится значительно больше.
Конечно, в нынешней экономической ситуации такое усиление нагрузки на бизнес неприемлемо. И хотя фатализм перевозчиков, не привыкших ждать поддержки от государства, вполне объясним, распространение «Платона» на региональные трассы на сегодняшний день выглядит крайне маловероятным.